Ульяновская область может остаться без лесов?

Сухие берёзы – привет из 2010 года. Фото Никиты Гуляева

Пейзаж с мёртвыми деревьями стал привычен. И это уже не объяснить исключительно климатическими бедствиями 2010-2011 годов. В частности, в белоярском лесном массиве Чердаклинского района сухих сосен в этом году явно прибавилось. Да и на другом берегу – в Сенгилеевском районе среди синеющих лесных далей здесь и там проступают бурые пятна – сотни гектаров сухостоя.

   
   

Не лишится ли Ульяновская область в ближайшие годы своих лесов? Особые опасения вызывают хвойные массивы в связи с объявившимся здесь вредителем – обыкновенным сосновым пилильщиком.

В пределах нормы

 

Где будем отдыхать? «Под сосною, но не зеленою…» Фото Никиты Гуляева

 

 

Островки соснового сухостоя растут и множатся. Фото Никиты Гуляева

 

   
   

Бить тревогу рано, считает заместитель министра лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области - директор департамента лесного хозяйства Лев ПАВЛОВ:

-Доля деревьев, погибших от соснового пилильщика, незначительна: 1-2 процента. Основные же причины - это суховейные ветра и жара. В этом году тоже два месяца стояла засуха. Сразу скажу: леса мы из-за этого не потеряем. Деревья, ослабленные засухой и ледяными дождями 2010 года, сегодня более подвержены отрицательным воздействиям. Отдельные погибшие деревья очагами заражения не могут являться. Заселённость стволовыми вредителями настолько минимальна, что она не несёт какой-либо угрозы. Подобное в природе – нормальное явление. Слабые деревья погибают, на их месте появляются новые.

Впрочем, по словам замминистра, необходимая работа по вырубке сухостоя ведётся –«может быть не так активно, как хотелось бы».

В этом году из федерального бюджета было получено 600 тысяч рублей нахимическую обработку деревьев от обыкновенного соснового пилильщика. На днях такие работы были проведены в Чердаклинском и Красноярском лесничествах.

Вот раньше, бывало…

 

Пожары продолжаются. Июль 2013. Вид на Сенгилеевские горы из Белого Яра. Фото Никиты Гуляева

 

 

Пилильщик не унимается. Фото Никиты Гуляева

 

Вопрос о причинах и возможных последствиях явления мы задали также представителю экологической общественности Камилю БАГАУТДИНОВУ, известному в Ульяновске как блогер simbiblis.

- Сейчас повреждённые деревья можно увидеть везде, - признаёт эколог-общественник. - Причина - сосновый пилильщик. Необходима массовая химическая обработка. В советское время большие участки леса обрабатывали «кукурузники». Сейчас сельхозавиации почти не осталось, а лесные участки переданы в аренду. Самолёт кусками обрабатывать не может! Получается дорогое удовольствие для арендаторов. Легче подождать, чтобы пилильщик уничтожил весь массив и целиком пустить на переработку. Арендатор уходу за лесом не обучен. Раньше были лесничества, при них были рабочие, которые круглый год ухаживали за лесом. И пожарные машины были, бригады. Лесные пожары 2010 года – прямое следствие уничтожения этих служб. Без сомнения, если не вести борьбу, то хвойных лесов в ближайшее время не останется – это однозначно, - делает вывод ульяновский блогер.

Следует упомянуть и о двуногих «пилильщиках», вооружённых бензопилами и… подложными документами. О том, как в Старомайнском районе большой участок леса был оформлен как «сельхозугодья» и в большинстве своём уничтожен, «АиФ» писал в марте и мае 2013 года. Ответов на свои публикации мы так и не дождались. Смогут ли жители области в ближайшие годы провести время под сенью деревьев и вдохнуть живительный сосновый воздух? Пока оптимисты и пессимисты дискутируют, деревья продолжают гибнуть.