Например, Симбирск от Санкт-Петербурга по этому критерию отставал почти на 40 лет: если в северной столице городская почта начала действовать в 1833 году, то в Симбирске – только в 1872-м. А до той поры, по мнению Думы, симбиряне вполне могли обойтись без обмена корреспонденцией внутри города: «Симбирск, занимая небольшое пространство, не может иметь особенной нужды в учреждении городской почты, тем более что на окраинах города и, в особенности, под горою, живут люди бедные, не ведущие никакой переписки… нужна эта почта или не нужна может указать только опыт». Депутаты постановили, что «по учреждению городской почты город не может взять на себя никаких издержек».
А симбиряне тем временем посылали друг другу визитки, поздравления и приглашения на блины через регулярную почту и… регулярно же получали отпор. Почтовая контора публиковала в «Симбирских губернских ведомостях» объявления с требованием «посылателей сих писем принять их обратно из конторы». Но для этого нужно было предъявить ту самую печать, которой письмо запечатано, ведь первые почтовые индексы появились только через 100 лет. Словом, для населения морока. Не лучше было торговым фирмам, которые для рассылки пакетов и корреспонденции вынуждены были «раздувать» свои штаты за счет посыльных.
И все-таки власть дрогнула: в конце декабря 1871 года «Симбирские губернские ведомости» поместили объявление о начале действия в Симбирске «внутренней» почты. В городе, в наиболее людных местах, установили шесть ящиков для корреспонденции: на северном конце Большой Саратовской улицы, на той же улице при Гостином дворе, на Дворцовой улице (при базаре), На Карамзинской площади (у Дома городского сообщества), На Александровской площади и при ярмарочных рядах. Но активно городская почта заработала уже в следующем, 1872 году.
Симбирская корреспонденция вынималась из почтовых ящиков один раз в день (в Москве и Санкт-Петербурге - 4 раза в день), особых письмоносцев не было – «доставка по городу» легла на плечи сотрудников почтовой конторы, которые разносили иногороднюю почту. Причем за допнагрузку им ничего не доплачивали.
В начале XX века городская почта перестала справляться с большими объемами почтовой корреспонденции. И в марте 1909 года начальник Главного Управления Почт и Телеграфов предложил владельцам аптекарских магазинов освоить почтовые операции. Там стали продавать почтовые принадлежности и обустроили ящики для сбора писем. Так появилась «аптекарская почта».
Сейчас в Ульяновске, в ГИМЗ «Родина В.И. Ленина», есть музей почты. Но в его экспозиции, увы, нет первого почтового ящика.
- Огромная экспозиция первых почтовых ящиков хранится в Санкт-петербургском музее связи имени Попова, - говорит научный сотрудник ГИМЗ «Родина В.И. Ленина» Светлана Галкина. – Там представлены почтовые ящики разной конструкции. Первый был деревянный, обшит железом.
Кстати, почтовый ящик, который висит на музее «Мелочная лавка» на улице Ленина, сделан по старинным чертежам 19 столетия, которые в ГИМЗ «Родина В.И. Ленина» передал знаменитый и ныне, увы, покойный ульяновский филателист Георгий Нагольнов, автор книги « Заметки о симбирской почте с 17 века до 1917 год».
Смотрите также:
- Пластовы высказались за восстановление сожжённой под Ульяновском церкви →
- В Ульяновске состоялся градосовет →
- Реквием по деревянному Симбирску →