Никакие запреты не могут воспрепятствовать уничтожению деревьев в городе Ульяновске. Зелёные зоны по-прежнему съёживаются под напором чьих-то нужд и интересов, даже несмотря на подписанное губернатором Сергеем Морозовым распоряжение «О дополнительных мерах по защите зелёных насаждений» №271-р от 27 июля 2012 года, означающее фактический мораторий на снос растительности.
А кто-то разрешает…
После того как в благоустройственном порыве центральные улицы и скверы оставили без раскидистых лип и тополей, в органы местной власти посыпались жалобы от жителей на подобный экологический беспредел, что привело губернатора к подписанию вышеупомянутого распоряжения. Однако процесс уничтожения зелени это не остановило.
Последний по времени случай, попавший в поле зрения местных СМИ, произошёл 13 сентября на территории парка плакучих ив вблизи проходной завода «Авиастар-СП». Сюда прибыла строительная техника, был установлен забор, и начался снос деревьев. Властям об этом сообщили возмущённые работники завода, многие из которых своими руками сажали когда-то молодые деревца будущего парка. Подготовка к стройке была остановлена единственным звонком главы администрации города (сити-менеджера) Александра Букина.
Получается, что правая рука не знает, что творит левая? Ведь разрешение на строительство было получено законным путём!
Как насчёт моратория на глупость?
- Пусть лучше объявят мораторий на глупость, чем на снос зелени, - прокомментировал ситуацию независимый эколог Андрей Салтыков. – Моратории можно объявлять где-то на своём личном дворе. Думаю, что те, кто его придумал и объявил, с самого начала лукавили. Просто сбили накал страстей на время, а дальше – по обстоятельствам. Чтобы остановить строительство в ситуации, когда уже затрачены деньги на проектирование, на отвод, на согласование, нужно взамен хотя бы предоставить в качестве компенсации другой участок, где нет деревьев…
Поставленные в двусмысленное положение застройщики: разрешение получено, а строить нельзя - пытаются решить проблему самостоятельно и не всегда законно. Недавно полицейские задержали троих неизвестных с бензопилой, собиравшихся уничтожить пирамидальный тополь возле дома на проспекте Тюленева, 28. Здесь уже более года идут затяжные баталии между жителями дома и предпринимателем, пытающимся начать строительство торгового центра.
Стройка была остановлена опять же непосредственно волей городских властей. Одним из аргументов «против» было как раз наличие этого тополя. Неизвестные сразу же сообщили, что их для тайного сноса дерева нанял четвёртый неизвестный, пообещав за работу три тысячи рублей. В других случаях, как возле начатого и приостановленного строительства рынка на территории сквера по улице 40-летия Октября (Верхняя Терраса), деревья потихоньку лишь надрезали, ожидая, когда они погибнут сами.
Не запрет, а системная работа
Чтобы не вводить застройщиков и жителей в состояние перманентной войны и бесконечных судебных тяжб и криминальных сюжетов, нужны не запреты на заключительном этапе, когда в зелёные зоны уже приходит строительная техника. Здесь необходима систематическая работа на стадии выделения земли с обязательным участием общественности и жителей близлежащих домов.
И есть, кому этим заниматься. Аппарат экологического контроля существует. Он сложен, разветвлён и многочислен. Есть, например, в наличии Управление Росприроднадзора по Ульяновской области (Александр Каплин), Комитет по региональному государственному эконадзору (Константин Долинин). Контрольными функциями наделено и региональное Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии (Дмитрий Федоров). А ещё есть Экологическая палата и Городской комитет по экологии. Власти на достигнутом останавливаться не хотят и по традиции последнего времени всё множат и множат контрольные и управленческие инстанции: скоро в каждом МО появятся экологические советы. Остаётся загадкой, как при таком количестве экологов в зелёных зонах на глазах у изумлённой публики всё ещё возникают санкционированные неизвестно кем стройплощадки.