Знакомясь с историей его открытия, видишь, что проблемы с качественным водоснабжением в нашем городе существовали всегда.
У воды – не напиться
В своей книге «Город Симбирск за 250 лет его существования», изданной в 1898 году, Павел Мартынов сообщал: «Хотя гор. Симбирск расположен на узком пространстве между двумя реками, Волгой и Свиягой, тем не менее, городские жители страдают недостатком хорошей воды для питья».
До развития на Волге пароходства жители Подгорья (застроенного склона Симбирской горы) пользовались волжской водой. Она тогда была более чистой, чем свияжская. Последнюю, правда, симбиряне тоже употребляли как питьевую. В конце 19 века волжская вода уже считалась грязной и «подгорные» жители употребляли ее только в крайних случаях, предпочитая жесткую известковую колодезную воду из местных родников. На другой окраине города, в «кирпичных сараях» (район нынешней улицы Кролюницкого), где и до Волги, и до Свияги далеко, а местных колодцев почти не было, жители пользовались зимой снегом, лежащим в многочисленных ямах, сохранившихся от уничтоженных кирпичных заводов, а летом — дождевой водой. Так что в бесснежную зиму и засушливое лето обитатели этих мест сильно бедствовали от недостатка воды. Счастливое исключение представляла южная окраина Симбирска, слобода Туть, где Свияга наиболее глубока, и не было недостатка в хорошей воде.
Водопровод необходим
Недостаток хорошей воды еще в XVIII столетии привел симбирян к мысли о необходимости создания водопровода. Первый проект водопровода в Симбирске был составлен бароном Дельвигом в 1781 году, но расходы для города по его реализации оказались совершенно неприподъемны. Вновь вопрос о водопроводе был поднят в середине XIX века. С1850 года было составлено несколько проектов. Хотели провести воду из Свияги и ключей озера Маришка. С помощью паровой машины воду предполагалось закачивать в построенные в разных частях города бассейны. Такие проекты обсуждались в 1854, 1857, 1859 годах, но каждый раз Городская Дума вынуждена была их отклонить за неимением у города средств.
Лед тронулся
Дело сдвинулось с мертвой точки, когда за него взялся симбирский губернатор граф Владимир Орлов-Давыдов. Прежде всего он собрал для этой цели отдельный капитал. Еще в 1853 году небольшая сумма была выделена из городской казны на реализацию так и не осуществленного проекта. После грандиозного пожара 1864 года государственным казначейством были выделены деньги на улучшения в противопожарной сфере, а также значительная сумма была сэкономлена из пожертвованной для раздачи лицам, пострадавшим от пожара. Эти суммы, накопившие на своих банковских счетах значительные проценты, составили к 1869 году капитал свыше 100 000 рублей. Этого было достаточно для осуществления задуманного.
Приключения не кончаются
В 1869 году был заключен контракт с инженерами - братьями Струве. И вот он, вожделенный миг: в 1972 году в Симбирске наконец-то появился настоящий водопровод. Именно это событие отмечает Ульяновск в этом году. У входа во Владимирский сад на Венце была воздвигнута водонапорная башня высотой 21,5 метра. Но этот водопровод не принес симбирянам хорошую воду. Фильтр оказался оборудован неправильно, а водозабор на Свияге был установлен близ городской мельничной плотины – практически в стоячей воде, где, к тому же, скапливались нечистоты. «Во время весеннего разлива, в течение по крайней мере трех недель, мы пьем вместо чистой речной воды густой раствор навоза, не успевшего еще осесть на дно пруда», - сообщали «Симбирские губернские ведомости» в 1885 году. Сразу началась тяжба между городом и братьями Струве, закончившаяся в 1890 году мировой сделкой: работа была городом принята на более выгодных для него условиях, что позволило произвести переустройство системы. Петербургский инженер Алтухов взялся за дело лишь на условиях непременного уничтожения свияжской плотины. Итогом переустройства стало, в частности, сооружение резервуара на Северном выгоне города (объект функционирует и сейчас - в районе Северного трампарка). А вот бурение артезианской скважины ни к чему не привело: воды в том месте не оказалось. Проблемы с качественной водой оставались, пока 5 июня 1914 года горожане не стали получать более «светлую» питьевую воду из водозабора в районе слободы Туть.
Смотрите также:
- Иван Мирошников: Главная причина оползня в Ульяновске определена неверно →
- Владимир Епишин: «Тогда уж самим придется хлебать то, что хороним» →
- Атланты на косогоре. Ульяновск подпирают дачники →