Эра милосердия

Фото: Владимир Толстой

   
   

Благотворительность снова входит в моду. Создаются разнообразные фонды, представители среднего и крупного бизнеса жертвуют «свои кровные» многодетным и малоимущим, инвалидам и ветеранам, школам и больницам. Как правило, это делается публично – «на камеру». Есть, конечно, и скромные дарители, которые просто делают добро, не требуя ничего взамен. Но это скорее исключение из правила… А ведь именно этот принцип был заложен в основу российской благотворительности, которая зародилась и приняла организованные формы в начале XIX столетия. Ещё во времена Екатерины II на волне интереса к трудам французских просветителей-энциклопедистов, в среде аристократии и дворянства был сформирован нравственный стандарт, согласно которому занятие благотворительностью, наряду с богатством и знатностью, было признано обществом как дело благородное и почётное.

Желание творить добро

В Симбирске первым «благотворительным фондом» стало Симбирское женское общество Христианского Милосердия, основанное в 1817 году при непосредственном покровительстве императрицы Евдокии Алексеевны. Первым его президентом стала ундоровская помещица Вера Ивашева, получившая после смерти отца в мае 1815-го огромное наследство. То, что общество было исключительно женским, вовсе не означает, что оно было лишь средством занять свободное время жён высокопоставленных чиновников, богатых помещиков и прочих состоятельных людей. О его деятельности сохранились подробные отчёты, позволяющие судить о размерах денежных сумм, поступавших из различных источников на благотворительные нужды, и о том, насколько разнообразны были формы деятельности общества.

Например, за 1819 год общество собрало 38 539 рублей 79 копеек - сумму по тем временам огромную, если учесть, что в то время стоимость крепостных крестьян колебалась от 50 до 200 рублей за душу.

Наличие в списке жертвователей высокопоставленных особ говорит о том, что само участие в благотворительной деятельности считалось делом почётным, что оно было непременным атрибутом богатства и знатности. Например, "от Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Алексеевны - 1000 рублей", "через посредство Ея Величества от графа Дмитрия Николаевича Шереметьева - 5 000 рублей".

О том, сколько в обществе на тот момент состояло постоянных членов, можно судить только по списку поступлений, где сказано, что из личных средств 44 членов получено 5 730 рублей. От прочих Благотворителей (в отчёте это слово так и написано - с прописной буквы) было получено 5 239 рублей 41 копейка, кроме этого поступило 596 рублей от лиц, пожелавших остаться неизвестными.

Дарили надежду на будущее

Общество организовало сбор средств "на выкуп захваченного киргизцами (так тогда называли енисейские кочевые племена) титулярного советника Соколова" - 450 рублей.

Начиная с 1819 года общество предоставляло "ежемесячные вспомоществования" погорельцам, людям, угодившим в «долговую яму», не имеющим средств на воспитание детей, овдовевшим женщинам, не имеющим средств к существованию.

И всё же основная деятельность общества была сосредоточена на содержании основанного 2 мая 1820 года "Дома Трудолюбия для бедных девиц". На покупку самого здания было потрачено 3 500 рублей, а содержание воспитанниц, которых было несколько десятков, ежегодно обходилось примерно в три тысячи.

Организация Домов Трудолюбия была одной самых распространённых форм общественного призрения, где выходцы из малоимущих слоёв населения могли получить пищу, крышу над головой и работу с небольшим, но гарантированным заработком. За счёт общества даже покупалось приданое воспитанницам, выходящим замуж.

В 1847 году Дом Трудолюбия был реорганизован в Елизаветинское училище, и это было не просто переименованием - расширились функции учреждения: помимо содержания и работы воспитанницы начали получать образование, причём, не только профессиональное. После пожара 1864 года, когда помещение училища сгорело, оно было объединено с Мариинской женской гимназией.

Тогда же общество открыло убежище для детей погорельцев, предоставив временный приют для 170 детей. Многим семьям была оказана материальная помощь на восстановление домов и хозяйства.

   
   

В 1888 году общество оказало поддержку Симбирскому губернскому Попечительству детских приютов – совместными стараниями этих двух благотворительных организаций приют был открыт вскоре и стал одним из учреждений ведомства императрицы Марии Фёдоровны.

Чтить традиции

Деятельность Симбирского женского общества Христианского Милосердия продолжалась до 1917 года, до самого Октябрьского переворота. Во всяком случае, о нём упоминалось в справочнике "Благотворительные организации России", изданном в 1912 году.

К сожалению, сложившиеся в XIX веке традиции благотворительности, её нравственные корни, были утрачены за последние несколько десятилетий, и теперь, когда вновь происходит имущественное расслоение общества, возникает насущная необходимость возвращения к ним.

И один из путей к достижению этой цели - восстановление исторической памяти, которая даёт надежду на то, что когда-нибудь снова наступит время, когда новые благотворители смогут оценить свою деятельность примерно так же, как это сделали отчёте в 1820 году члены Симбирского женского общества Христианского Милосердия:

"С какою бы радостию можно было показать любопытному чужеземцу подобныя заведенiя в каждой губернiи Русской. Средства къ достиженiю сего совершенно не мечтательного предположения, просты и удобоисполнимы, плоды прекрасны, - жертвы къ достиженiю оного достойны образованного сердца, питающего жизнь свою любовiю къ отечеству".

Смотрите также: