«Судя по зарплате, не самые, - горько иронизировали герои фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Знает это и власть, поэтому выдвинула лозунг: «Поднимем престиж профессии педагога!». А для поднятия престижа соорудили доску почёта, где разместили фотопортреты учителей, участвовали в конкурсе «Учитель года», учредили премии и гранты и даже поставили памятник Учителю – именно так, с большой буквы, ни больше, ни меньше. Короче, сделано немало. Не сделано одно – престиж так и не подняли.
Работа – не сахар…
Быть педагогом сегодня – не сахар. Что и говорить, профессия не из лёгких. Педагогическую жизнь усложняют и трудные ученики, и отсутствие единой системы образования, и материальные проблемы, и ненормированный рабочий день. Еще этот единый государственный экзамен, к которому нужно подготовить детей, как-то пережить всю эту нервотрёпку с процессом его сдачи, а потом доказывать, что в течение года ты давал ученикам знания, но, к сожалению, не все смогли ими воспользоваться на ЕГЭ. Каждое утро учителя выходят из дома, чтобы нести «умное, доброе, вечное». Каждый вечер они возвращаются, принося с собой кипы тетрадей, хроническую усталость, тревогу за своих подопечных. По выходным – внеклассная работа, те же тетради, подготовка к занятиям, планы, планы, бесконечная писанина.
А ведь учителя – тоже люди. У них есть семья, личная жизнь, собственные проблемы, не связанные с учебным процессом.
Сегодня ко всем этим трудностям добавляется еще одна – опасение, что школу могут закрыть в любой момент. Ещё свежа в памяти нашумевшая на всю страну «оптимизация» школ и голодовка учителей. В одном случае к учителям присоединился депутат Городской Думы, который не смог повлиять на решение властей, но, по крайней мере, чётко обозначил свою позицию в этом вопросе и разделил с педагогами физические страдания. В другом районе педагоги при слиянии школ остались без поддержки извне, один на один с решением властей, с давлением… Можно ли их винить в том, что не хватило духу идти до конца? Теперь родители с ужасом ожидают начала учебного года…
Куда угодно – только не в школу!
И в такой ситуации абитуриенты не перестают подавать документы в педагогические вузы. Что ими движет? Пожалуй, в первую очередь – желание получить высшее образование. На самом деле уже на этапе подачи документов мало кто из будущих студентов видит себя работающим в школе. «Куда угодно – только не в школу!» - под таким девизом проходят годы учёбы в институте для подавляющего большинства студентов. Редчайшие исключения лишь подтверждают общее правило.
А как себя чувствуют на фоне последних событий студенты последних курсов? Листая страницы газет или просматривая ленты новостей в Интернете, кем они видят себя по окончании педагогического университета? Часть просто уедет за пределы области, чтобы попытаться найти себя в столице, в соседних регионах или даже за рубежом. Знаю множество примеров, когда ребята начинали карьеру с официантов и мелких клерков, а впоследствии делали неплохую карьеру. Без образования подобный скачок сделать теоретически можно, но на практике это удаётся единицам.
А в школах между тем борются за выживание пожилые педагоги. Они бы давно ушли на покой, да не позволяет чувство долга. При этом надо отметить, что уровень среднего образования в Ульяновске – один из самых высоких по стране. Парадокс…
Тем, кто сегодня принимает волевые решения об оптимизации и слиянии школ, пора задуматься: кто будет обучать наших детей лет, скажем, через десять? Есть серьёзные опасения, что памятник Учителю к тому времени станет памятником Последнему из учителей.
Смотрите также:
- Борис Костишко: «Выбирать профессию должны абитуриенты, а не их родители» →
- Вера Ерхова: «Образование находится в непонятном положении» →
- Радий Шаркаев: 50 лет директором в одной школе →