Чем обернулся январь для ульяновцев?

У лошадок нагрузки стало меньше, у остальных – прибавилось. © / Алексей Юхтанов / АиФ

Когда заканчиваются праздники и возвращаются трудовые будни, приходится смотреть на окружающую действительность более трезвым взглядом.

   
   

Свалившиеся обороты

«На работу мне второго», - говорит герой бессмертной новогодней комедии Женя Лукашин. Это аргумент в пользу того, что впереди у него ещё уйма времени на продолжение завязавшейся романтической истории. С тех пор потребности населения в отдыхе сильно возросли. Праздновать всего один день? Ну, уж нет! Появился принцип: выпал праздник на выходной – вынь да положь мне свободный день среди рабочей недели. Всё это плюс утверждение в светском календаре официально отмечаемого Рождества привело к образованию целых новогодних каникул.

Не все рады такому длинному вынужденному отдыху. В эту декаду замирает вся деловая и производственная жизнь. Результаты простоя народ ощутит позже, когда настанет момент получения зарплаты за первый месяц года. При этом, разумеется, в силе остаются требования своевременной платы за «коммуналку» и перевода на счета банков многочисленных платежей по кредитам. Новогодняя «загогулина» отражается и на региональной экономике.

То, как сказывается привычка долгих празднований на уровне жизни населения и региональной экономике, мы попросили прокомментировать доктора экономических наук, профессора УлГУ, заведующего кафедрой экономического анализа и государственного управления Анатолия Лапина.

- Конечно, в январе реальные денежные доходы населения и индексы производства, торговли резко падают относительно декабря, - ответил учёный-экономист. - Но при этом надо иметь в виду, что за месяц до этого, в декабре, идёт определённая накачка как производства, так и спроса. Всем хочется как следует «завершить год», к концу года приурочиваются различные выплаты – «13 зарплата», премиальные. Поэтому перед праздниками, в декабре, сильно возрастают обороты продаж. В январе они сильно «сваливаются» в этом отношении.

Спячка?

Наш эксперт сообщил также, что это традиционная картина, характерная не только для нашего региона и всей России, но и для многих других стран. С уходом из массовой туристической сферы таких «дешёвых» стран, как Турция и Египет, в январские каникулы существенно уменьшился поток ульяновцев на отдых в жаркие страны. Например, опрос, организованный на сайте ul.aif.ru, показал, что из 711 опрошенных 381 (54%) считают, что зима – это спячка, и заявляют, что их зимний отдых будет сводиться к дивану, пиву и телевизору. Но и более активные читатели заявили, что предпочитают проводить время в наших широтах: коньки, лыжи, охота, рыбалка. Таковых оказалось 258 (36%). И лишь 45 человек (6%) сообщили о своём намерении отправиться зимой в жаркие страны.

Действительно, в регионе с 2015 года идёт резкое проседание туристической сферы. Если в 2014 году турфирмами и их филиалами, работающими в области, было реализовано 19,4 тысячи туристических путёвок, то в 2015 году уже меньше 16 тысяч. Примерно на том же уровне отрасль осталась и в 2016 году.

   
   

Новогодье-2017 прошло в условиях 10-процентного падения реальных денежных доходов населения, которое стабильно наблюдается в течение двух последних лет. Конечно, более стабильно себя чувствуют работающие на экспорт и «оборонку», остальным повезло меньше. И если первоочередные денежные операции населения: покупка продуктов питания, выплата кредитов, квартплата держатся на стабильном уровне, то продажа непродовольственных товаров, а также сфера рекреационная, туристическая, по словам Анатолия Лапина, «сильно ужалась» - процентов на 20-30.

В доказательство он приводит, в частности, статистику числа «размещенных лиц в санаториях, учреждениях отдыха». Если в 2014 году таких «лиц» насчитывалось более 91 тысячи, то в 2015 году на треть меньше – 62 тысячи. И хотя итоги 2016 года статистиками ещё не подведены, падение доходов населения, по словам эксперта, продолжилось теми же темпами, поэтому другой динамики здесь ожидать не следует.

Смотрите также: