«Всё, что у нас есть, это люди». Как рождается биография региона

Наш гость - Геннадий Дёмочкин, автор и составитель четырёхтомной «Антологии жизни», в которой собраны документы, рассказы и воспоминания людей прошлой эпохи. Он расскажет читателям ul.aif.ru, как живёт сегодня и над чем работает.

Досье
Родился 7 декабря 1957 г. в городе Полевском Свердловской области. Окончил журфак Уральского университета, приехал по распределению в Ульяновск в 1980 г. Работал в газетах, на радио, на телевидении, 10 лет был собкором ВГТРК по Ульяновской области. Последние 20 лет пишет книги об истории и людях региона. Награждён медалью «Патриот России». Победитель Всероссийского конкурса краеведческой литературы «Малая родина». Гран-при конкурса «Шапка Мономаха» за 2021 год.
   
   

Антология жизни

Вера Матвеева, «АиФ»: Геннадий Александрович, вы 42 года живёте в Ульяновске. 20 лет отдано журналистике.  В 2002 году начали писать книги. И сразу такое многотомное издание, как «Антология жизни», охватывающее период с 1943 года по 2000-й. Потом как-то всё застопорилось, почему?

Геннадий Дёмочкин: Предполагалось, что «Антология жизни» будет из 10 - 11 томов, 4 тома мне удалось выпустить: описал период с 1974 по 2000 годы. Застопорилось все из-за финансов, и, как я сказал в своей «нобелевской речи» (выступление при вручении гран-при конкурса «Шапка Мономаха»), если мне создать условия, я смог бы каждый год выпускать по тому. И тогда у нашего края была бы своя многотомная история. Но кому-то, возможно, не нравится идея, что я смешал личное с общественным, то есть, я рассказываю историю о людях, событиях нашего края, и перемешиваю это со своей семейной жизнью, со своими личными переживаниями, событиями самыми мелкими, самыми бытовыми. Я это всё назвал «антологией жизни», потому что это мой авторский проект. Возможно, это кому-то не нравится. А кто-то как раз «личное» считает самым интересным.

- Как же так получилось, что за 21 год писательства вы выпустили не только 4 тома «Антологии», но и ещё 38 книг?

- После выхода первых больших томов ко мне стали приходить люди. Приносили сокровенное: дневники, письма с фронта, переписку родителей во время войны. Рассказывали потрясающие истории. Гвардии полковник Юрий Иванович Ильин принёс письма с фронта своих выпускников-танкистов (так родилась книга «Без вины виноватый»). Вдова Анатолия Устюжанинова (актёр, игравший роль Ленина) для меня сохранила дневник и мемуары своего свёкра, участника Первой мировой и Гражданской войн (вышла книга «Гражданская война Ивана Устюжанинова»). Получалась целая библиотечка «Антологии жизни».

- Меня до сих пор впечатляет ваша книга «Девчонки и мальчишки». Книга, где дети войны доверили вам свои очень личные воспоминания…

- Тут большую роль сыграла Людмила Васильевна Сергеева. По профессии учитель, по духу - подвижница. Благодаря ей я написал три или даже четыре книжки. Во-первых, она сама стала героем «Девчонок и мальчишек». Потом она «ткнула меня носом» в Благова: «Вот вам телефон Ляли Ибрагимовны (вдовы поэта) идите и пишите». (Вышла книга «Благов. Земной путь большого поэта»). В – третьих, натолкнула меня на материал о певице Ирме Голодяевской, юной девушке с трагической судьбой (родилась книга «Планета по имени Ирма»). И четвертое наше совместное творение: «А прошлое кажется сном...». Людмила Васильевна лежала в госпитале ветеранов и находила мне всё новых и новых людей с трудными и поучительными судьбами...

   
   
С Людмилой Васильевной Сергеевой. Фото: Предоставлено героем публикации/ Геннадий Дёмочкин

Мои книги пригодятся китайским политологам

 - Кто вы сейчас? Составитель, литератор или народный писатель?

- Я называю себя литератором-документалистом. Уже не журналист, хотя всеми присущими этой профессии инструментами пользуюсь. Ещё не писатель (это звание посмертное). Что касается народности... Народным я считаю сам проект – народная история. Люди своими рассказами, человеческими документами составляют картину народной жизни. Через их воспоминания можно дотянуться и до начала ХХ века, века интересного, во многом трагического, уроков которого мы так по-настоящему и не усвоили...

- Скажите честно, сегодня, со всеми нашими событиями, начиная с ковида, нужны ли ваши книги?

- Когда у меня хорошее настроение - а оно должно быть хорошим, чтобы жить, работать и что-то делать, - я говорю: эти книги и сейчас востребованы умными людьми, и дальше будут нужны. Но, сталкиваясь с тем, что мыслящих людей становится всё меньше, и люди в большинстве озабочены вопросами самовыживания, тонкий слой моих любимых интеллигентных старушек становится совсем уж тонким... А агрессивная пропаганда выпрямляет у народа последние извилины... Так вот, когда мне становится совсем плохо, я говорю себе, что мои книги пригодятся китайским политологам для написания рекомендаций: как грамотно управлять коренным населением покорённой России.  (Грустно улыбается…).

Роман на страничку

- Как же вы решились писать энциклопедию на 600 имён? Это же неприподъёмный труд, а вы пишете один...

- Получилось так. Два года назад меня пригласили на работу в госархив новейшей истории Ульяновской области. Собрал сборник документов и воспоминаний «Эвакуация» - о событиях в нашем крае в годы Великой Отечественной войны. Затем возникла идея биографической энциклопедии. Она давно носилась в воздухе. Об этом мы стали размышлять с директором архива Андреем Пашкиным и председателем Счётной палаты региона Игорем Егоровым, который не по службе, а по душе курирует многие гуманитарные проекты. Вот мы практически втроём и определи тот список из 600 имён.

- И кто эти люди? Надеюсь, не только руководители-начальники - от первых секретарей обкома партии до председателей обл- и горисполкомов?

- Нет, не только начальники, а личности, оставившие каждый в своём деле яркий след. Это в большинстве своём люди 1920 - 1940 годов рождения. То есть детство их пришлось на революции, войны, разруху, репрессии и голод. В большинстве судеб немало трагического. Им с малых лет приходилось выживать, карабкаться, они рано начинали работать, учились, в основном, заочно. Но это их не сломало, а закалило. А закалка позволила стать теми, кем они стали.

Кто-то войну пережил в оккупации, кто-то дрался на фронте, кто-то стал жертвой сталинских репрессий, познал сиротство, лишения...

Каждой судьбе отведена одна страница. Очень важно хотя бы так дать их жизнеописание, это уже большое дело. Знать историю этих людей, - уже познание истории края. Это миссия задуманной нами книги. (Многие не только давно уже ушли из жизни, но и незаслуженно забыты). Ну, и, конечно, важно сделать это не в виде сухой справки, «объективки», как когда-то говорили, а с «живинкой», с изюминкой, чтобы люди там были живыми, чтобы каждая страничка была «конспектом» интересного романа.

 - Поясните…

- Я хочу, чтобы при прочтении человек почувствовал моего героя как живого, чтобы он стал ему ближе и роднее. Работа эта уникальна ещё и тем, что многих людей, о которых я рассказываю, я знал лично: с кем-то работал, у кого-то брал интервью, делал с ними передачи на радио и телевидении, кого-то знал, когда они уже ушли на пенсию и стали ветеранами и почётными гражданами, с чьими-то детьми и внуками знаком. И, как говорится, сам Бог велел мне этим заняться.

 Конечно, буду советоваться (и уже это делаю) с опытными людьми, ветеранами, историками, краеведами. Дело-то чрезвычайно ответственное: по сути, давать оценки всей жизни человека... В конечном итоге мы решили назвать наш труд «Ульяновская область. Лица двадцатого века. Биографическая энциклопедия». Такое название позволяет говорить и о недостатках людей.

Гран-при конкурса «Шапка Мономаха», 2021 год. Фото: Предоставлено героем публикации/ Геннадий Дёмочкин

Что кроется за сухими данными личных дел?

- Интересно и любопытно, а что, например, вы расскажете о такой неоднозначной фигуре, как Геннадий Васильевич Колбин?

- Колбин приехал к нам в 1983 году как без пяти минут член Политбюро, с многочисленными связями, которых до этого не было у наших руководителей, и затеял грандиозные дела: строительство моста через Волгу, открытие заповедника им. В.И. Ленина, строительство университета, Центра микроэлектроники. Это всё за три года. Перегибы были, многих обижал, и об этом будет в его биографии. Но мало кто, например, знает, каким образом он стал прекрасным оратором. Недавно встретился с его родственниками в Москве, и мне рассказали. У него жена была учительница, она завела семейную традицию: на протяжении многих лет они дома по вечерам вслух читали книги из классики...

Геннадий Колбин с родственниками лепит пельмени. Фото: Предоставлено героем публикации/ из архива семьи Колбиных.

- А новые имена для себя открыли?

- Конечно. Легендарные личности прошли через Ульяновскую область! Л.Я. Флорентьев (работал у нас председателем облисполкома) потом почти 20 лет был министром сельского хозяйства РСФСР, его называли патриархом земли русской. О.Д. Казачковский и В.Б. Иванов (в разные годы руководили НИИАРом), - крупнейшие советские физики в области ядерной энергии. В.В. Тахтаров (директор ДААЗа), при котором на заводе была не только высочайшая культура производства, но и прямо в цехах лебеди и рыбки плавали, крутили колёса живые белки. А.С. Сысцов (первый директор авиакомплекса) стал потом министром авиационной промышленности СССР!

- А есть какие-то факты из биографии известных вам людей, которые вы хотели бы дополнить? Или расшифровать подробнее? 

- Есть, конечно. Вот читаю биографические данные первого председателя Ульяновского Горсовета, первого полпреда президента в Ульяновской области Георгия Ивановича Ступникова о том, что, будучи 14-летним подростком, он приписал себе три года и ушел на фронт в Великую Отечественную. Такой факт есть в биографии, а вот что его папа – участник Гражданской войны, преподаватель военной академии им. Фрунзе в 1937 году был арестован, потом после послабления, он, седой с выбитыми при допросах зубами, вернулся снова в строй, воевал, попал в плен и погиб при побеге. Известно, что с отца взяли подписку о неразглашении того, что было на допросах. А мальчишка рвался защищать Родину... Георгий Иванович подростком попал на фронт, а 16-летним уже имел офицерское звание и награды. После войны его долгое время не отпускали на гражданку, а в армии в это время процветали пьянство и мародёрство. Будучи правдорубом, Ступников вывел на чистую воду вороватых командиров, так ему в отместку пытались вменить статью за приписку трех лет к основному возрасту во время войны как подделку документов…

Что ещё бросилось в глаза. Есть тенденция в официальных биографиях заслуженных людей замалчивать эпизоды, связанные с раскулачиванием и репрессиями. И непонятно, почему, например, Е.С. Баландин, недолго бывший первым секретарём Ульяновского обкома партии, родился в посёлке Уакит в Бурятии -  семья была раскулачена и выслана. 

И остаётся только догадываться, каким образом Георгий Курнаков (сын бывшего штабс-капитана Императорской армии, заместителя начальника военного училища в Саратове) вдруг оказывается учеником средней школы богом забытого посёлка Кзыл-Ту Северо-Казахстанской области. Потом Георгий Дмитриевич пройдёт войну, вернётся орденоносцем, поработает и председателем Ульяновского горисполкома, и директором моторного завода. А странный факт биографии останется только в его личном деле...

Написано, что известный ульяновский музейщик, Почётный гражданин города Мира Мироновна Савич (написал о ней книгу «Война и Мира»), с отличием окончившая московский вуз, поехала по распределению в Караганду. Но не сказано, что она поехала туда, чтобы морально поддержать своего папу, который после 12 лет сталинских лагерей был оставлен «на вечное поселение» (так было сказано в приговоре) в Караганде. А потом он выбрал местом проживания Ульяновск, и дочка снова последовала за ним.

Такие вещи нельзя ни замалчивать, ни забывать!!!

- Я вам, Геннадий Александрович, завидую. Для вас каждый из этого списка как раз и есть живая личность. Сколько новых фактов и историй вы узнали!  Сколько вы уже заняты энциклопедией? Когда завершите?

- Уже 18 месяцев работаю. К концу этого юбилейного для Ульяновской области года хотим издать. Набраны уже первые главы. (Для убедительности показывает нехилую стопку набранного текста).

- Как обстоят дела с финансированием вашего проекта? Помнится, первые тома «Антологии жизни» выходили в прекрасном исполнении и тиражом по тысяче экземпляров.  А сегодня? Я видела у ваших книг тиражи и в 500 экземпляров и в 100 и даже 50…  Думаю, после нашего с вами интервью, многие будут ждать выхода энциклопедии и захотят её приобрести...

- Это больной вопрос. Пока мы со своим изданием ни в какую программу не входим, хотя интерес у некоторых предпринимателей, патриотов края, есть.

- Желаю удачи в завершении такого хорошего дела!  С нетерпением будем с читателями ждать выхода в свет биографической энциклопедии нашего региона и обязательно об этом проинформируем!