Большое искусство начинается с малой родины, убеждён директор Карсунской детской школы искусств имени Аркадия Пластова Владимир Фролов.
Личность и натура Фролова примечательны и особенны. Список его педагогических заслуг более чем впечатляет, однако сам он, как сельский интеллигент, старается держаться немного в тени. Другое дело, когда говорит об успехах своих учеников.
«Это всё моё, родное…»
Алексей Балаев: - Владимир Алексеевич, в вашей школе пять отделений: и фортепиано, и народные инструменты, и хореография, и декоративно-прикладное. Однако наиболее широкую известность имеют работы юных художников. В чём причина, на ваш взгляд?
- Как же дети могут прочувствовать войну, о которой совсем не знают?
- Они о ней как раз знают! И побольше иных взрослых. Взять ту же акцию рисунков на фасадах. Ребята принесли из семейных архивов фотографии своих предков – прадедов, которых они никогда не видели, но которые составили истинную славу нашему краю. К обликам героических родственников дети добавили контуры подлинных вещей того времени. Их у нас предостаточно – в экспозиции нашего краеведческого музея, в нашем здании на втором этаже. Экспозиция отнюдь не застывшее полотно – она пополняется периодически. И мы сами, и просто карсунцы ездят по сёлам района в поисках артефактов. Есть экспонаты, которым по 150 лет и даже больше. Это может быть всё что угодно – от патефонов и гармоней до самоваров и швейных машинок.
«Рисуем только Жизнь»
- То есть, прежде всего, в детей вы закладываете не технику рисования, а понимание собственной идентичности?
- Конечно! И это очень важно. Вот смотрите. Наверное, не всем близка манера письма нашего великого земляка Аркадия Пластова. Но вот какое дело. В Республике Беларусь, где мы часто проводим выставки, его называют не иначе как художником-миротворцем. Достаточно вспомнить тот факт, что его картина «Фашист пролетел» была во время исторической конференции 1943-го года в Тегеране. Кстати, это единственная картина Мастера, на которой изображена смерть (убитый пастушок на лугу, - авт.). Я это к тому, что смерть наши дети не изображают ни в какой форме. Им не запрещено, они сами этого не делают. Они изображают Жизнь во всех её проявлениях. И любовь к родному краю, потому что без этого, я считаю, человек не может состояться как большой художник, как некоторые из наших учеников. Конечно, не все ребята становятся профессиональными художниками. Кто-то стал военным, кто-то инженером или преподавателем. Но, кем бы они ни были, приобщение к искусству делает их жизнь богаче и интереснее. Они не раз мне об этом говорили, уже став взрослыми людьми.
- Есть конкретные примеры?
- Саша Свиязов. Ныне он – признанный столичный скульптор с именем, имеющий свою мастерскую, заказы, творческие планы. А когда-то он был простым пареньком из села Таволжанка. В нашей школе он учился пять лет. Безумно талантливый человек. И влюблённый в искусство. Настолько, что до школы, - а это семь километров, - всегда добирался сам: летом на велосипеде, зимой на лыжах. Да и по сей день многие наши воспитанники делают точно также.
- Свет столичной богемы Свиязова не ослепил?
Москва, Нью-Йорк, далее – везде…
- Насколько мне известно, ученики Карсунской школы искусств и их творчество известны не только в Москве, но и далеко за пределами России. Расскажите об этом?
- Не хотелось бы прослыть нескромным… Но среди моих учеников свыше 300 лауреатов и дипломантов всероссийских и международных конкурсов детского художественного творчества. Их работы находятся в музеях таких городов как Осло, Париж, Иокогама, Пекин, Вашингтон, Нью-Йорк. В последнем – прямо в штаб-квартире ООН – долгое время висела гравюра Ирочки Черниковой «Моя корова Зорька», посмотреть на которую выстраивались в очередь представители десятков стран, а ведь художнице на тот момент было всего семь лет!
- Но ведь организовать выставки за рубежом – работа не из лёгких, не так ли? Как вам это удаётся?
- Всё дело во взаимоотношениях между людьми. «Не имей сто рублей – а имей сто друзей» - мудрая поговорка. Наша школа очень дружит, например, с Союзом писателей России, где мы сделали уже 10 выставок. Республика Беларусь, о чём я уже говорил, тоже наш партнёр: в этом году мы едем туда в пятнадцатый раз с экспозицией, посвящённой 75-летию начала Великой Отечественной войны. И подобных связей у нас за много лет наладилось очень много. К тому же, земля, как известно, слухами полнится. Один увидел, сказал другому, тот отрекомендовал третьему – и пошло-поехало. Таким образом, наши рисунки попадали и в ООН, и в Кремль, и на Поклонную гору, и в Счетную Палату РФ. Наши работы выставлялись в 19-ти странах мира.
- А к вам в Карсун кто-нибудь приезжает?
- Откуда едут? И много ли?
- За всё время проведения пленэров у нас побывали гости из 26 регионов страны. Юные художники и их педагоги. Едут со всей России, из Ближнего зарубежья. Обыкновенно бывает человек 50 - 60. Но в прошлом году - литературы - были также и юные писатели из Липецка, Волгограда, Москвы, общее число приглашённых перевалило за 80 человек.
- А что это за история с вашей бывшей ученицей, которая, уехав за границу, стала популяризировать там родной Карсун? И вроде бы у вас в школе, благодаря этому, теперь есть целая комната, посвящённая, условно говоря, дружбе народов?
- Началось всё с того, что одна из наших учениц, действительно, уехала в Германию, выйдя замуж за немца. В свой приезд сюда её супруг привёз мне рисунки немецких детей. Мы в ответ презентовали работы наших ребятишек. Потом мы задумали через знакомых наладить такой же культурный обмен с другими странами. И сегодня ребятишки из Швеции и Индии, Японии и Америки, Чехии и Австралии, и из многих других концов земли присылают нам свои работы.
Особое место в этой комнате занимает рисунок Арины Пластовой, правнучки Мастера. Когда она его нарисовала, ей было восемь лет. На картине изображена деревенская ласточка, «летящая из Москвы в Прислониху». Рисунок стал официальной эмблемой международной детской выставки «Родник».
- Не могу не спросить: как вы сохраняете в себе душевный запал, реализуя столько проектов в течение десятилетий? Не посещает ли желание отдохнуть, передав бразды правления достойному преемнику?
- Не скрою, бывает. Но как-то всякий раз я будто уговариваю себя: ну вот, ещё чуть-чуть, закончу тот или иной проект – и всё. Однако, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Так и у меня – пунктир сливается в сплошную прямую, конца которой пока не видно. А может, я просто не хочу его видеть. Сознательно ли, подсознательно… Не было бы успехов у школы без моих дорогих коллег, таких, как Нина Белова, Алексей Черников, Ольга Шигаева. Наверно, прав был Гиппократ, изрекший: «Vita brevis ars longa» - «Жизнь коротка, искусство – вечно».