«Она как живая». Режиссёр Хотиненко о Тёте Вале и искусственном интеллекте

В Ульяновске завершился XIV Международный фестиваль кино и телепрограмм для семейного просмотра имени Валентины Леонтьевой «От всей души». Его почётный президент - народный артист РФ, член Европейской киноакадемии, кинорежиссёр, сценарист, актёр и педагог Владимир Хотиненко - не только постоянно находился в центре событий фестиваля, но и нашёл время поделиться с читателями «АиФ» в Ульяновске» своими взглядами на жизнь и творчество, а также на те вероятные проблемы, с которыми в обозримом будущем предстоит столкнуться человечеству.

Досье
Владимир Хотиненко. Кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, народный артист России. Родился 20 января 1952 года в Славгороде Алтайского края. В 1976 году окончил Свердловский архитектурный институт, затем служил во внутренних войсках МВД СССР. С 1978 по 1982 год как художник-постановщик участвовал в съёмках нескольких фильмов Свердловской киностудии. В 1982 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Никиты Михалкова). Как режиссёр создал более тридцати фильмов и сериалов. Член Союза кинематографистов РФ и правления Гильдии кинорежиссёров России.
   
   

Дух витает

С. Юрьев, ul.aif.ru: Владимир Иванович, каждый кинофестиваль занимает определённое место в фестивальной жизни страны и мира. Как бы вы определили роль и значение фестиваля «От всей души»?

В. Хотиненко: Этот фестиваль нашёл свою нишу совершенно естественным путём. Я не первый раз здесь и не устаю повторять: дело не в названии, не в определении − «фестиваль кино и телепрограмм для семейного просмотра», а в той непередаваемой атмосфере, которую создаёт дух Валентины Михайловны, который здесь буквально витает…

− А вы были с ней знакомы?

− К сожалению, нет. Но сейчас у меня возникает ощущение, что был знаком! Даже не был, а просто знаком. Человек жив, пока о нём помнят. И здесь, на фестивале, она буквально присутствует как живая, создавая неповторимый тёплый оттенок всему, что здесь происходит, в том числе и общению. Я не говорю, что фестиваль «От всей души» чем-то лучше или хуже других – это в принципе не важно. Дух Тёти Вали, словно чайка, парит над этим фестивалем – и это не фигура речи. Я это ощущаю каждый раз, когда бываю здесь. Здесь происходят неожиданные события, неожиданные встречи, но тёплая душевная атмосфера – неизменная примета этого фестиваля, не зависимо от того, какие фильмы на нём представлены.

Мы толком не знаем, что такое чувство

− Фестиваль называется «От всей души»… Но у меня создаётся такое впечатление, что в большинстве фильмов, которые снимаются в последние десятилетия – и в России, и за рубежом, – душа отодвигается на задний план, а в приоритете всякого рода  экшен, зрелищность, интрига…

− Согласен. Я об этом говорю в каждом своём интервью: произошла некая эрозия души, и часто человека просто не видно за всяческой динамикой, внешними эффектами… Я очень надеюсь, что эта примета времени не навсегда, что это пройдёт. Может быть, это выглядит сейчас лишь как красивые надежды, но есть закон жизни, согласно которому всё чередуется, и многие явно ощущают дефицит духовной стороны в искусстве, в том числе и в искусстве кино. И уже есть признаки того, что этот дефицит начинает восполняться. Всё наладится, если мы не падём жертвой искусственного интеллекта…

   
   
На ковровой дорожке фестиваля «От всей души» Фото: Правительство Ульяновской области

− Думаете, это настолько серьёзно?

− Думаю, что это самая актуальная тема, и преуменьшать степень опасности нельзя ни в коем случае.  В Голливуде нередко сценарии пишутся нейросетями, и уже созданы 3D-модели актёров, которые сохраняют не только внешность и голос оригиналов, но и характеры, и манеры... Так что там актёры и сценаристы бастуют не зря. Возможно, им занижают зарплаты, чтобы вытеснить из процесса создания фильмов, а всю работу передать искусственному интеллекту, который обходится дешевле.  

− Но задачи-то искусственному интеллекту ставит человек…

− Не факт! Мы сейчас пишем со студентами ВГИКа сценарий и решили интереса ради пообщаться с искусственным интеллектом… И на вопрос: «В чём суть истории, брат?»  через некоторое – очень короткое − время получаем ответ, от которого волосы дыбом и у молодёжи, и у меня: «Прошу прощения за моё предыдущее некорректное определения фильма…». И в этом ответе заложено некое подобие эмоции. Искусственный интеллект имеет грандиозного размера источники информации – такого, что в наш мозг просто не поместится. И соображает он несравненно быстрее. И единственное, на что нам остаётся надеяться, – отсутствие у него каких-либо чувств.

− Но мы и сами толком не знаем, что такое чувства?

− Вот именно! Надеяться-то мы можем, но уверенности нет и быть не может. Есть универсальное и очень ёмкое определение любви, которое дал апостол Павел в «Послании к коринфянам». Любопытно, как искусственный интеллект на него отреагирует…

− Ничто не мешает узнать…

− Именно это и пришло мне только что в голову. Но мы, люди, держимся именно за это чувство…

− С другой стороны, едва ли искусственный интеллект наделён такими свойственными человеку чертами, как мания величия, честолюбие…

− А вот не знаю! После той беседы с искусственным интеллектом я уже ни в чём не могу быть уверен. Думаю, что и Маск толком не знает, что это такое – искусственный интеллект. Так что нас ждёт много интересного и очень неожиданного… Может быть, само сотворение человека – ничтожная стадия на пути к созданию искусственного интеллекта. История нашей цивилизации, войны, революции, технический прогресс, искусство и философия – всё это может оказаться лишь промежуточным звеном на пути создания чего-то более совершенного.

На открытии выставки «Дорогая тётя Валя...» в Ульяновском областном краеведческом музее имени И.А. Гончарова. Фото: Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области

− Но от таких мыслей можно прийти и к совершенно непоправимым поступкам…

− Я как человек православный и воцерковлённый не думаю, что последствия могут быть фатальными. Я в Бога верю. И Бор, и Эйнштейн, великие мыслители, которые познали бесконечность, верили в Бога. Так что нет никакого противоречия между наукой и религией… Должны быть некие вехи, островки, точки опоры. И для меня таковыми служат, в том числе, такие фестивали, как «От всей души». Сам факт, что жила и продолжает жить в нашей памяти такой человек, как Валентина Леонтьева, – это один из тех островков, на которые в этой жизни можно опереться.

Кстати
В рамках кинофестиваля «От всей души» 1 августа в краеведческом музее им. Гончарова открылась выставка «Дорогая тетя Валя…». Экспозиция посвящена Валентине Михайловне Леонтьевой – легендарному диктору Центрального телевидения, народной артистке СССР, лауреату Государственной премии СССР и Национальной телевизионной премии «Тэфи-2000», известной ведущей любимых советскими телезрителями программ «От всей души», «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши!», «Умелые руки». Выставка продлится до 10 сентября.

Каждому времени – свои символы

− Но вернёмся к состоянию современного кинематографа. Не успеют снять фильм или сериал – заранее объявляют его долгожданным, а мерилом успеха становятся не художественные достоинства, а кассовые сборы...

− Что касается заранее «долгожданных», это, конечно, смешно… Я довольно много преподаю, и каждый год ко мне что называется «с мороза» приходят молодые люди, живущее своим временем. И с моей стороны было бы нелепо утверждать, что когда-то и небо было голубей, и деревья были выше, и даже звёзды ярче светили. Я на это не имею права. Чтобы им что-то передать, я должен с ними общаться на понятном им языке. Иначе я превращусь в старого пня, который пытается их учить тому, что им не нужно. Я учусь понимать их и время, которое им принадлежит. Я никогда не пытаюсь сделать из них копию себя. Стенать и критиковать молодёжь можно сколько угодно. Этим занимались многие поколения с глубокой древности. Мной когда-то тоже многие были недовольны за длинные волосы и любовь к «РоллингСтоунз»…

− Ещё в древнеегипетских папирусах встречаются записи о том, какая пошла молодёжь – хамоватая, ленивая и тупая…

− Да, ко многому стоит относиться с юмором, несмотря на драматизм ситуации. Мне бывает интересно такое сочетание.  Несколько лет назад я снимал документальный сериал «Паломничество в вечный город», сотрудничая и с Православной церковью, и с Ватиканом. До раскола 1054 года у нас была единая церковь. Фильм о первомучениках. Снимать нам разрешили там, где раньше не позволяли этого никому. В подземельях раннехристианских храмов Рима обнаружили на сохранившихся фресках ярко выраженные фаллические символы.  И в те времена люди не воспринимали это как какую-то пошлость. Для них это был символ мужественности и силы. Так что каждому времени – свои смыслы и символы. Вот сейчас мы говорим о космосе, об искусственном интеллекте, а человек во все времена остаётся человеком. Ущипни – и ему будет больно. А чем ущипнёшь искусственный интеллект? Мне студенты недавно рассказали, что в США испытывали симулятор: отправили условный бомбардировщик в сторону России, рассчитывая на систему отмены команды. Отменили. Бомбардировщик разворачивается, бомбит точку, откуда пришла команда на отмену задания и возвращается на свой первоначальный маршрут. 

− Ну, раз мы дошли до такого рода соображений, наверное, уместно задать фундаментальный вопрос: какое, по вашему мнению, уготовано будущее искусству, творчеству, кинематографу да и человечеству вообще?

− Если бы я сделал попытку ответить на этот вопрос, я выглядел бы полным идиотом! Этого не знает никто. Мы можем во что-то верить, на что-то надеться. Знаю одно: сущность человеческую у каждого из нас не сможет отнять никто – ни общество, ни политики, ни искусственный интеллект.