Физика невозможна без экспериментов и опытов. Причём не только в лабораториях НИ, но и в школьных классах. Как рождается молния, вращаются планеты и электроны, преломляются лучи света – рассказывают учебные демонстрационные приборы на уроках Петра Головина, который довёл эту работу до совершенства.
Накануне Дня знаний мы побеседовали с учителем физики Ишеевского многопрофильного лицея о падающих звёздах, педагогических зарплатах и востребованности физиков в современной жизни.
Сорос и Персеиды
Алексей Юхтанов: - Пётр Петрович, среди ваших почётных званий – «Народный учитель СССР», «Заслуженный учитель России» есть и звание «Соросовский учитель». Отношение к Джорджу Соросу и его фонду нынче, прямо скажем, не очень хорошее. Как дошли до жизни такой?
Пётр Головин: - В начале девяностых всё было не так очевидно. Мне не пришлось подавать заявку на участие в конкурсе, всё произошло без моего участия и неожиданно для меня. В учебных заведениях среди учеников был проведён опрос, какие преподаватели пользуются у них популярностью, авторитетом. Потом победителям этих опросов раздали звания и соответствующие премии. Я на эту премию в 1994 году приобрёл свой первый автомобиль – четвёртую модель «Жигулей». Потом эта программа как-то заглохла... Сейчас уже думаю, что её дальнейшей целью было – «обратить в свою веру» людей, имеющих реальное влияние на молодое поколение. Но, видимо, поняли бесперспективность. Мы Родиной не торгуем.
- Авторитет среди детей, выходит, был. Педагогика – ваше призвание? Вы с детства мечтали о работе учителя?
- Конечно, призвание! Но если скажу, что с детства хотел стать учителем, это будет неправдой. Я любил читать Жюля Верна, Майна Рида, Дюма, фантастику всякую… И потом всё это пересказывал сверстникам. Добавлял в эти рассказы свои детские фантазии. В старших классах с удовольствием занимался с младшими школьниками. Стремление делиться знаниями у меня было всегда. Но посвящать всю свою жизнь школе не думал даже тогда, когда принял решение поступать в Ульяновский пединститут.
- Ну, понятно, с физматовским дипломом в то время можно было работать в любой отрасли…
- А я приехал поступать на «русский язык и литературу». Но в приёмной комиссии меня легко переориентировали на физику с математикой. Там были проблемы с набором. И я об этом потом никогда не жалел.
Открылась бездна…
- Получается, вы сдавали физику и математику без подготовки?
- Так, школьные экзамены ещё были в памяти, а я отлично успевал по всем предметам. Неплохо учился и в институте. На втором курсе увлёкся практической астрономией. Тогда институт приобрёл хороший по тем временам телескоп, и я открыл для себя звёздное небо. Помните, у Ломоносова: «Открылась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне дна»? Я и сейчас не упускаю возможности полюбоваться ночным небом вдали от огней населённых пунктов. А наблюдать звездопад в августе, когда Земля проходит через метеоритный пояс Персеид, стало нашей с ребятами доброй традицией. Уходим в поля подальше от райцентра. В этом году звездопад был особенно «сыпучим» - это было буквально пару недель назад. Ребята в восторге!
- А к ремёслам когда пристрастились? Когда начали делать физические приборы?
- Всегда что-то делал руками, я ведь в деревне рос. И в школе тоже что-то вышивал, что-то клеил, мастерил. Но поворотным моментом, настоящим подарком судьбы стало распределение после института. Я попал в Новочеремшанскую среднюю школу, где ведущим учителем физики был знаменитый Юрий Михайлович Шаститко. Это великий человек и гениальный учитель. Сейчас в школе есть музей его имени, где показаны физические приборы, наглядные пособия, изготовленные им самим и его учениками. Я с ним работал только год до призыва в армию, но это предопределило направление всей моей учительской деятельности.
(31 октября 2016 года исполняется 100 лет со дня рождения Юрия Шаститко, и «АиФ» непременно расскажет об этом легендарном учителе, - Ред.)
Физика в глубинке
- С 1970 года вы – учитель физики на станции Охотничья. Как туда занесло?
- После армии я был готов работать там, где моя семья получит жильё. В начале января 1970 года я стал учителем физики на станции Охотничья, где только что сдали 16-квартирный учительский дом. Первое, что сделал – повесил объявление об открытии кружка физико-технического творчества. Записались пять учеников, через месяц – ещё 10, к концу учебного года в кружке было 30 школьников. Через год кружок насчитывал более 100 человек.
- Чем занимались?
- Прежде всего занялись оборудованием физического кабинета, которого до этого в школе не было. А ведь после работы рядом с Юрием Михайловичем я точно знал, каким должен быть кабинет физики! Мы автоматизировали зашторивание окон, опускание и подъём экрана, дистанционное управление проекторами и многое другое. Ну, и пособия делали для демонстрации физических явлений, астрономические наблюдения вели. Кстати, у нас в кружке ребята сделали электрогитары, с которыми выступали на школьных вечерах.
- За какое «опытное изделие» испытываете особенную гордость?
- Трудно выделить что-то одно… Ну вот, скажем, когда состоялась историческая стыковка в космосе «Союз-Апполон», мы сделали земной шар, действующие модели обоих космических кораблей, которые совершали стыковку на орбите… А первые наши изобретения появились ещё раньше, это «Прибор по механике», «Модель опыта Штерна», «Прибор записи гармонических колебаний»… Трудно описать нашу гордость, когда мы получали журналы «Физика в школе» с нашими описаниями. Это было в 1972 году. Теперь у меня есть около 150 научно-методических статей, монографий, книг. Но радость от тех первых публикаций в несколько строк ни с чем не сравнить.
Начиная с 1973 года, мы становились призёрами районных и областных выставок научнотехнического творчества учащихся. В этом же году приняли в школе группу учителей физики с курсов повышения квалификации. Я стал лектором института усовершенствования учителей. А в 1978 году мне предложили перейти на работу учителем физики в среднюю школу рабочего посёлка Ишеевка, который к тому времени стал районным центром.
Лампочка Петровича
- Легко ли было всё начинать сначала?
- Был наработанный опыт. Уже через 8 месяцев, весной 1979 года, мы стали победителями областной выставки технического творчества учащихся. Что интересно, ребята хотели посещать кружок не только по расписанию. И мы придумали условный сигнал. На крыше школы установили на кронштейне сигнальную лампу. Если горит, значит, руководитель находится в школе, и можно идти в кружок. Так что работа кипела и вечером, и по выходным, и по праздникам, и в каникулы. Были слёты и выставки - в Ташкенте, Ярославле, Шушенском, где мы защищали честь области. Были наши экспозиции и на ВДНХ. В 1990 году моя авторская программа стала лауреатом всероссийского конкурса, а в 1992 году я стал кандидатом педагогических наук.
- Как вы встретили лихие 90-е? Удалось вписаться в рынок?
- Можно сказать, да. В это время создалась благоприятная ситуация для развития предпринимательства. Наши творческие наработки были известны в стране и востребованы. В 1990 году на базе нашей школы была создана Ученическая учебно-методическая и производственная фирма «Импульс» (первоначально «малое госпредприятие», потом «товарищество»). Сегодня это ученическая фирма «Импульс». Вырученные от деятельности фирмы средства идут на зарплату учащимся, работающим во внеурочное время, на содержание штатных работников, развитие фирмы и школы. Продукция - учебные пособия «Фронтальные лабораторные работы и практикум по электродинамике», «Демонстрационный комплект по электродинамике», реализуются через сеть магазинов «Учколлектор», а также высылаются по прямому заказу школ по всей России.
- Однако, согласитесь, что в общем и целом учитель – специальность не рыночная. Какой должна быть зарплата педагога?
- Достойной. В этой сфере нужно менять политику. Уже начинающий учитель, работающий ровно на одну ставку, должен получать достойную зарплату, на которую он сможет содержать семью. А доплаты за категорию, повышение квалификации, гранты за победы учеников на олимпиадах и в конкурсах – это уже сверх того. С советом же учителям «уходить в бизнес» я категорически не согласен.
- И ещё вопрос. Нужны ли стране физики, инженеры? Да ещё такие, которые всё делают своими руками? Кажется, по-прежнему в фаворе юристы, экономисты, менеджеры.
- Думаю, без развитой «оборонки», без фундаментальной науки России на мировой арене не выстоять. И руководство страны это понимает. А значит, потребность в физиках будет расти.
Смотрите также:
- Ульяновских полиглотов зовут на курсы китайского →
- Радий Шаркаев: 50 лет директором в одной школе →
- 80 лет со дня рождения новатора Юрия Латышева →