За четыре года она побывала в 25 странах и в 20 самых крупных городах России, в том числе в Калининграде, Мурманске, Иркутске. Последнее путешествие по Азии заняло 2,5 месяца. С рюкзаком, который весил всего 5,3 кг, девушка в одиночку проехала девять стран и 35 городов.
Помог Сартр
– В 2013 году я получила диплом Ульяновского государственного университета по специальности «психолог» и устроилась работать в школу… И как раз в это время взялась читать роман Сартра «Тошнота», – рассказывает Офелия. – И вот до такой степени он обострил во мне тяжёлые мысли и чувства от работы, которая мне не нравилась, что я подумала: «Неужели так можно прожить всю жизнь? Нет, это не для меня. Мир такой большой, я его хочу увидеть». И скоро я уже работала в Китае.
– А почему ты выбрала Китай?
– Это он выбрал меня! Я решила уехать из России куда-нибудь по международной программе Au Pair. Это когда иностранец живёт в семье, выполняет какую-то работу, но чаще – просто общается с детьми. Пока вела переговоры с семьями из Дании и Франции, китайцы меня сами нашли. Моментально провели онлайн-собеседование и предложили работу в семье. Это была моя первая поездка в Китай. Работа мне не понравилась, если честно, я чувствовала себя немного рабом: ненормированный рабочий день, один выходной и очень небольшие карманные деньги. Но я решила пережить эти полгода, а потом снова вернуться в Китай. К тому времени я уже понимала, что иностранцы в этой стране могут очень неплохо зарабатывать.
– Но ведь дело не только в возможности заработать? Китай понравился?
– Да, очень понравился. Это удивительная страна, где всё устроено для удобства людей – всё, вплоть до таких мелочей, как расположение дорожек, газонов, скамеек, остановок… Там прекрасные парки. Правда, люди себя ведут в этих парках ужасно – плюют, бросают мусор, где попало. Но всё очень быстро убирают, поэтому кругом – чистота.
На мой взгляд, в Китае есть только одна серьёзная проблема – загрязнение окружающей среды. В Пекине достаточно выйти на несколько минут на улицу, и волосы тут же напитываются запахом гари. Когда я второй раз устраивалась на работу, на этот раз в китайскую школу, не хотела ехать в Пекин, но мне сказали, что я буду жить в горах. Приехала и не вижу никаких гор. Подумала, что они, наверное, очень далеко.
И вот просыпаюсь на третий день и вижу из окна, что вокруг высокие горы, вот они, совсем рядом. Я их, оказывается, не видела из-за смога. В школах из-за смога отменяют занятия, людям на работе выдают специальные фильтры для очистки вдыхаемого воздуха…
С любовью к Путину
– Власть заботится о народе, а народ всегда доволен властью?
– Не всё так однозначно. В Китае нет доступа к международным интернет-ресурсам, где можно встретить негативную информацию о правительстве страны. Они пользуются своей национальной коммуникационной системой WeChat, кстати, очень удобной. И всё-таки нельзя сказать, что все довольны властью. В Китае очень хорошо живётся иностранцам: у них зарплата больше, чем у местных жителей. Например, когда я во вторую свою поездку работала в школе учителем английского языка, моему ассистенту, который говорил и на английском, и на китайском платили в три раза меньше.
– У тебя ведь нет диплома учителя английского?
– Нет, но это не имело никакого значения. В школах есть основные уроки английского, на
которых нажимают на грамматику. А иностранцев приглашают, чтобы они вели уроки общения, просто разговаривали, играли с детьми. И государство выделяет на это огромные средства! Я очень легко прошла собеседование и получила приглашение на эту работу. Но, чтобы оформить визу в Китай, нужен был любой диплом о высшем образовании. И тут мне наконец пригодился мой диплом психолога.
– А во время путешествий помогает образование психолога? Ведь нужно постоянно общаться с разными людьми.
– Я задавала себе вопрос, почему мне очень легко знакомиться, общаться и даже дружить с такими разными людьми, в чём тут дело – в моём характере или в том, что всё-таки у меня есть какие-то профессиональные знания, и я понимаю, что людям нравится, а что нет. И всё-таки дело только в характере! Я почти никогда не бываю одна. Всё время знакомилась с разными людьми, и мы какой-то отрезок путешествия проходили вместе.
– Как люди реагируют, когда узнают, что ты из России?
– По-разному. Когда я ещё только летела на работу в Китай, в Турции познакомилась с парнем из Сирии. Он начал разговор с того, что плохо относится к России, потому что она бомбит его страну. Я сказала: мне очень жаль, что он так думает и что я человек вне политики. После этого мы с ним дружески общались десять часов до самолёта. На Филиппинах один парень сказал, что нет хуже туристов, чем из Испании и России, потому что для них не существует никаких правил. В Малайзии я по каучсёрфингу (Сеть гостеприимства – сообщество людей, предлагающих погостить у себя дома другим членам этого сообщества. – Ред.) остановилась у китайца. Он сказал, что никогда не принимает у себя россиян, а меня принял, потому что я написала, что из Китая. Говорит, что русские всё время спорят, доказывают, что Россия лучшая страна в мире. Но больше я не слышала ничего негативного.
Путешественники вообще не думают о политике, им безразлично, откуда человек, если они нашли с ним общий язык. Но вот в Китае Россию любят. Два моих друга всё время говорили, что Путин – их кумир. Когда я одного из них спросила: «Почему же?». Он ответил: «Он такой красивый и сильный!».
Наш Байкал – круче
– Девять стран и 35 городов за 2,5 месяца – это потрясающе насыщенная программа. Почему ты так плотно спланировала своё путешествие по Азии?
– После года работы в Китае я решила устроить себе отпуск и увидеть как можно больше стран. Конечно, я понимала, что не смогу посмотреть все достопримечательности, поэтому решила, что главное – получить впечатление. И я ничего не планировала, просто доверилась судьбе: разговаривала по дороге с людьми, которые мне советовали, куда можно поехать и что увидеть. И в зависимости от этих встреч меняла свой маршрут. Сначала поехала на юг Китая, потом были Филиппины, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, потом вернулась в Китай и из Пекина полетела на Байкал…
Например, в Сингапуре местные жители мне посоветовали посмотреть футуристические сады у залива. Это потрясающе красиво, а вечером там начинается бесплатное световое шоу, описать которое просто невозможно. В Лаосе я любовалась невероятными водопадами. В Таиланде смотрела на острова и огромные волны, на этот необыкновенный простор и чувствовала себя муравьём…
– А что произвело самое сильное впечатление?
– Наш Байкал! Если в других местах я восхищалась прекрасными пейзажами и только, то на Байкале я точно почувствовала, что меня наполняет какая-то энергия. Это просто какое-то место силы. Я всем теперь советую побывать на Байкале.
– Офелия, ты такая хрупкая. Неужели не страшно путешествовать одной?
– Не думаю, что со мной может что-то плохое случиться. Я доверяю людям и судьбе. В Китае, кстати, в любое время дня и ночи можно ходить спокойно. Уровень преступности ноль целых сколько-то десятых. Там воруют только велосипеды, но у меня велосипеда не было. А вот в России я себя не чувствую в безопасности. Когда приехала в Иркутск, спрашивала у девушки, у которой остановилась, можно ли выйти на улицу в десять вечера.
– Твой годовой контракт в Китае завершился. Что дальше?
– На днях я отправляюсь в Черногорию, а потом буду снова искать работу. Хочу устроиться на круизный лайнер пианисткой. Правда, узнала, что туда берут людей с опытом концертной деятельности, но всё равно попробую, потому что верю в счастливый случай. Если
я должна поплыть на круизном лайнере, то обязательно поплыву. Не получится – попробую попасть в Новую Зеландию или найти работу в Австралии. Но если ничего не выйдет, то поеду опять в Китай. Не хочу в Европу, я поездила по ней, когда жила во Франции. Там сложно устроиться на работу, и люди довольно высокомерные и неискренние. Да, они знают, как правильно себя вести. Знают, что надо быть толерантными, хорошо относиться к беженцам. Они не любят беженцев, но улыбаются им. В Азии куда больше искренности.
Смотрите также:
- Ульяновский фотограф и альпинист Михаил Сафиуллин: иллюстрации к жизни →
- Симбирянка Светлана Цемошевич победила свое прошлое →
- А дома – лучше… →