Нина Сосина: «Человек со временем должен не стареть, а расти»

Нина Павловна всё до мелочей продумывала в своём рабочем кабинете и «копейке» счёт вела. Сложно поверить, что на этом стеллаже – только старая посуда, которая благодаря росписи мастериц обрела новую жизнь. © / Татьяна Захарычева / АиФ

Когда заведующая 148-м детсадом Нина Павловна Сосина идёт по Верхней Террасе, то едва успевает отвечать на приветствия. Шутка ли – многие её воспитанники уже давно на пенсии и водят к ней своих внуков. А она до сих пор в строю.

   
   

Встреча 40 лет спустя

– Хожу в детский садик 61 год, и всё никак «девочку» в первый класс не возьмут, – смеётся Нина Павловна. Путём несложных арифметических вычислений прикидываю, сколько же лет этой энергичной, яркой женщине.

Но Нина Павловна не скрывает своего возраста.

– В ноябре мне исполнится восемьдесят, – говорит она. – Я себя ещё в ранней молодости запрограммировала всю жизнь работать и учиться. Помню, мне мама как-то сказала: «Пойдём к нотариусу, я на тебя дом перепишу, а то умру, и ты останешься ни с чем». А мне так горько стало от её слов о смерти, что я, тогда ещё совсем молоденькая, решительно ответила: «Не пойду! Я всю жизнь буду работать и учиться, и всё у меня будет». Так и вышло. В 75 лет, когда мне поручили восстановить после разрухи здание детского сада по проезду Менделеева, 10, я научилась разбираться в сметах и строительной документации так хорошо, что хоть иди работать по этому профилю. А иначе нельзя было: на строительство выделили 40 миллионов рублей, и за каждую копейку надо было отчитаться.

К этому зданию по проезду Менделеева,10 Нина Павловна относится, как к живому существу. Она же его строила и открывала в 1966 году, только тогда это были ясли-сад №19.

– Сыну было всего девять месяцев, когда мне предложили взять этот детский сад, – вспоминает она. – К тому времени помещения в построенном здании не соответствовали нормам и требованиям для воспитания и обучения детей, было много нарушений в строительстве. Я подняла вопрос, чтобы здание перестроили, тогда по этому поводу газеты писали, сюжеты по телевидению шли… Словом, много было потрачено сил, чтобы открыть его хорошим, набрать и подготовить персонал.

Но в 1974 году Нина Сосина оставила налаженное дело, потому что её «позвала» новая стройка. Как хозяйка она вернулась сюда спустя сорок лет, после того, как старое здание пережило продажу, перепрофилирование, оптимизацию и почти полную разруху.    
   

– В 2014 году сразу после новогодних праздников меня вызвали в управление образования, предложили взяться за восстановление детского сада, фактически – возглавить стройку, – вспоминает она. – Я сначала удивилась: и моложе заведующие есть, но всё-таки согласилась. Вечером мне привезли ключи от здания, и я поехала «на встречу». Зашла, осмотрелась и сказала: «Ну, здравствуй, дождался ты меня».

Дети в этом детском садике приучаются к мысли, что жизнь прекрасна и всё самое лучшее на этой земле – и красивую обстановку, и добрые отношения – человек создаёт сам. Фото: АиФ/ Татьяна Захарычева

И сказка стала былью

Здание на проезде Менделеева, 10 сейчас называют «сказкой XXI века», «маленькой Европой» – настолько здесь всё уютно, красиво, продуманно устроено. Теперь это второй корпус детского сада №148 комбинированного вида, которым заведует Нина Павловна Сосина. То есть когда в 2014 году начиналась стройка, у неё «на руках» был ещё один, действующий корпус детсада – на улице Тельмана, 32. И руководить надо было на два фронта, причём на проезде Менделеева развернулся строительный фронт. Для начала там разбомбили всё – оставили только стены.

– Всякое было, – вспоминает Нина Павловна. – У строителей своя логика. Закупили они выгодно белую плитку и говорят, что другой не будет. А я им своё: у нас тут не операционная, плитка будет такая, какую я выберу. Воевали, но остались друзьями, потому что результат всех порадовал.

Сложно поверить, но в этом здании всё, до самой мелкой мелочи, устроено заведующей. Нина Павловна проектировала корпусную мебель, рассчитывала по сантиметру, где, какой шкаф должен быть, с каким количеством полок, для чего. Она подбирала ковры, картины и часы на стены, продумывала дизайн и крепление гардин, закупала игрушки, заказывала детскую мебель в Москве и Питере, не найдя ничего подходящего в Ульяновске…

– Планов много – развернуться негде, – говорит она. – Площади здесь небольшие, поэтому приходится ломать голову, как выгодно использовать каждый сантиметр.

Первый логопедический

148-й детский сад стал одним из первых в городе, где в 1975 году открылись логопедические группы, и это было ещё одним завоеванием Нины Павловны.

– В 1974 году я приняла предложение научно-производственного объединения «Марс» стать заведующей нового детского сада этого предприятия, – рассказывает она. – Только заведовать пока было нечем, меня привезли на пустырь и показали свалку. С этой строительной площадки и начали. А через год уже было открытие. Детсад получился очень красивый. Им действительно можно было гордиться, поэтому, несмотря на то что он принадлежал закрытому предприятию, туда по просьбе партийных органов привозили зарубежных гостей. Директором «Марса» тогда был Валентин Иванович Кидалов, он был доволен, что всё получилось хорошо, и сказал, что готов сделать для детсада всё, что ещё необходимо. А я попросила: «Давайте откроем логопедические группы. Это необходимо для детей, которые плохо разговаривают». Тогда об этом направлении мало знали, и Валентин Иванович простодушно сказал: «Так научатся со временем разговаривать». Но я настаивала: «Уже доказано, что если специалисты такому ребенку не помогут, то могут быть проблемы в развитии». И он согласился. А ведь это было очень непростое дело: надо было «пробивать» вопрос в Москве, открывать дополнительное финансирование на обучение специалистов, на 20-процентную надбавку персоналу, на расширение штата. Казалось бы, ну зачем директору предприятия нужны все эти хлопоты?! И тем не менее, Валентин Иванович не отступил, и со временем мы открыли шесть логопедических групп.

Так в чём секрет?

Мы говорим с Ниной Павловной в её необычном рабочем кабинете в корпусе, что на проезде Менделеева. Это очень светлое и весёлое помещение со стеллажами, на которых разместились хохломские сувениры, куклы в национальных костюмах, деревянные игрушки, расписанная керамика... Посередине кабинета мягкий ковёр, вдоль стен – фонтанчики, детские столики и пуфики, куклы в красивых нарядах.

– Это и мой кабинет, и музей, и дополнительная комната развития, здесь дети могут рисовать, рассматривать хохломские изделия, сидя за столиками или лёжа на мягком ковре. Места мало – всё приходится продумывать.

– Нина Павловна, вы ведь ещё проводите в этом здании встречи ветеранов Заволжского района, продумываете их программы, готовите подарки, приглашаете артистов филармонии. Неужели вам не хватает хлопот в двух корпусах детского сада?

– Не могу иначе. Сюда приходят мои люди – в основном врачи и педагоги. Все они так много сделали и для города, и для района! Когда я только начинала работать, на этом берегу Волги почти ничего не было. Я храню грамоту, которой меня, тогда ещё совсем юную воспитательницу, наградил Машиностроительный завод, так на ней написано: «Экономический административный район». А потом на этой территории развернулось наше Заволжье. Не само ведь по себе выросло, а благодаря людям. Нельзя забывать старшее поколение. И я для этого делаю что могу.

– У вас уникальный опыт – 61 год рабочего стажа. Какое время, старое или новое, вам больше по душе?

– Принято считать, что все люди в возрасте – за прошлое. Это неправда, хотя хотелось бы, чтобы некоторые понятия из «той жизни» и сегодня были бы в силе. Это взаимопомощь, уверенность в завтрашнем дне, хорошее отношение, уважение.

Вот, например, в нашей работе многое кардинально изменилось. Раньше родители полностью доверяли воспитателю, и конфликтов между родителями не было. А сейчас между ними иногда возникают ссоры, требуют, чтобы воспитатели шли у них на поводу. Много в современных родителях не скажу, что озлобленности, а нервозности какой-то, недовольства. А надо бы научиться уважать труд людей, которые каждый день заботятся об их детях. Иначе кого же будут уважать их дети? Не могу принять того, что творится на современном телевидении. Воспитательных передач нет, зато месяцами обсуждают какие-то скандальные истории. Для чего?

– И всё-таки: в чём секрет вашего профессионального долголетия?

– Честное слово, не знаю. Моя тётя прожила 98 лет и всегда говорила, что главное – разум не потерять. Я согласна – это большое дело иметь на плечах хороший «компьютер», а для этого нужно его постоянно совершенствовать, мощность наращивать. Вот я всю жизнь этим и занимаюсь: ставлю цели, добиваюсь, а потом ставлю новые и всё время чему-то учусь. А то, чему научилась, передаю своим коллегам. Знаете, человек независимо от возраста всё время должен расти, причём душа его должна расти тоже: не надо превозноситься над другими, с пренебрежением относиться к людям. Жизнь любому может такое испытание предложить… Для меня, кстати, удивительно не то, что мне скоро восемьдесят, а я всё работаю, а, скорее, то, что при своём кипучем характере я никогда ничего в жизни кардинально не меняла. Так к детскому саду и прикипели мои идеи, мои успехи, моя любовь, да и вся жизнь.