Случилось это на малой родине артиста – в селе Шмелёвка Старомайнского района нынешним летом. Подарок от односельчан – официальное присвоение имени певца местному Дому культуры. 22 августа после традиционного посещения своего села, артист убыл к себе в Красноярск. Незадолго до отъезда он дал интервью «АиФ», рассказав о гастролях за границей, встречах со знаменитостями, любви к родным местам и своим землякам.
Литвинов, запевай!
- Александр Михайлович, когда впервые проявился ваш талант?
- В своём селе я окончил десятилетку. И сколько себя помню - занимался всегда самодеятельностью. У нас был учитель пения, замечательный баянист Борис Александрович Кутузов. Началось всё с него. Заметил, что у меня есть голос, и на своих уроках поднимал меня в первую очередь. «Литвинов, запевай!». Так что именно он дал мне путёвку в жизнь, в искусство. Мы выезжали на фестивали в разные районы, в селе был хор ветеранов, хор учеников.
- Стало быть, уже тогда вы решили продолжить учёбу по вокальной части?
- Нет, я поступил в техническое училище в Новокуйбышевске, чтобы поскорее начать зарабатывать: родители уже были старенькие. Но жизнь мои намерения как-то ненавязчиво откорректировала. В училище нашёлся поющий преподаватель, он пел в академическом хоре при ДК «Трудовые резервы» в Куйбышеве, предложил и мне съездить туда, прослушаться. После чего я почти каждый вечер ездил до областного центра на электричке, заниматься. Потом был концерт в Москве, во Дворце Съездов, в составе сводного хора. В 1965-м окончил училище, и меня призвали в армию.
- Но и в армии есть оркестры, хоры…
- Директор технического училища, у которого был знакомый начальник в Приволжском военном округе, написал ему письмо. Я должен был поехать и передать его, и тогда бы меня сразу взяли служить в какой-нибудь армейский музыкальный коллектив. Но я с этим письмом не поехал, застеснялся. В итоге попал в сержантскую школу, в Саранск. Но и здесь то же самое. Стал запевалой.
Была армейская самодеятельность. И после одного из смотров меня включили в дивизионный ансамбль в городе Йошкар-Ола. Кстати, в этом городе я познакомился с моей будущей супругой, студенткой музучилища. Отслужив, я и сам окончил это училище, а потом – Астраханскую консерваторию. И уже после этого меня и пригласили в Красноярск, где только-только достраивался оперный театр.
Пушкина ко мне!
- Значит, вы один из родоначальников Красноярской оперы?
- Да, я приехал самым первым - 13 июня 1977 года. Так что я старейший артист театра. В те годы в городе появились симфонический оркестр, хореографическое училище. Первый год мы готовили «Онегина», «Севильского цирюльника», «Князя Игоря». На практику к нам приехал стажироваться Дмитрий Хворостовский, наш замечательный великий певец. Сначала он пел небольшие партии, потом, когда он окончил институт, мы с ним пели, он – Онегина, я - Ленского. В «Травиате» он пел Жоржа Жермона - отца, а я - Альфреда, его сына. И очень интересная работа у нас была совместная – это опера Юлия Мейтуса «Молодая гвардия». Он пел Ваню Земнухова, я – Серёжку Тюленина. К нам на премьеру приезжала Валя Борц, одна из немногих оставшихся в живых молодогвардейцев. Я спел где-то 36 оперных партий, отработав в театре 20 лет. А потом ушёл в театр музыкальной комедии.
- От оперы к оперетте?
- Да. Я от природы спортивный. Могу не только петь, но и танцевать. Я с удовольствием туда перешёл. Несколько лет назад «театр музыкальной комедии» стал «музыкальным театром».
Это дает возможность ставить не только оперетты, но и мюзиклы, и оперы. И, вообще, экспериментировать. Буквально перед моим отпуском мы поставили лайт-оперу «Мёртвые Души» по Гоголю композитора Александра Пантыкина. Я исполнял Плюшкина.
- Когда вы учились и когда начинали работать в Красноярске, у вас были кумиры среди певцов прошлого?
- Один школьный приятель дал мне прозвище «Лемешев». Действительно, я много его слушал. Атлантова много слушал, Паваротти, Доминго. Агреничев был тогда народный артист Украины. Я собирал пластинки, переписывал арии и песни на магнитофон.
- О Хворостовском вы рассказали. С кем ещё из знаменитостей удалось пообщаться?
- Однажды я спел в музыкальном спектакле «Акулина» по повести Пушкина «Барышня-крестьянка». Это была введённая режиссёром роль автора - Александра Пушкина. После просмотра спектакля губернатор края Александр Лебедь потребовал позвать к столу «Пушкина», но я уже разгримировался. Пришлось предстать в собственном обличии.
Руссо канто
- Насколько я знаю, вы неоднократно гастролировали за границей, в разных городах России. И ещё у вас бывают собственные «гастроли», когда вы выступаете во время отпусков для своих земляков в Шмелёвке. Где публика отзывчивее?
- Если человек вышел на сцену для того, чтобы что-то отдать, чем-то поделиться – это все зрители понимают. Вы не представляете это чувство, когда вас слушают две с половиной тысячи на площади. В итальянском городе я пою по-итальянски: «Скажите, девушки, подружке вашей…», они встают и вместе со мной поют. И когда я иду по улице, узнают и кричат: «Руссо канто!»
(«Русский певец!»). Понимаете? Публика в Красноярске тоже очень понимает. Ну а в деревне! Я вот только заезжаю, они мне сходу: «Будете выступать?» Я говорю: «Как же, конечно буду!
Я вас так люблю!» Представляете, последний концерт, битком зал. Я считаю, если человеку дан какой-то талант, он обязательно должен этим поделиться. С близкими, родными и с тем местом, где ты родился. Что-то сделать для того места… Талант нельзя зарывать в землю.
- А в деревне что исполняете? Тоже оперу?
- В основном народные песни. И песни советских композиторов: про Родину, про любовь. Для исполнения оперных арий нужно хотя бы фонограмму шикарную или какой-то небольшой ансамбль. Начиная с консерваторских лет я стал приезжать на родину. Всем односельчанам приятно было, что я – их земляк – учусь в консерватории, такая редкость. В то время для меня привозили баянистов, в этот же день репетируем, и вечером концерт. Это трудно. Сейчас, когда несложно достать фонограмму, стало попроще. А на мой юбилей большой концерт был, я пел 17 песен.
- Какие, например?
- Ну, начал я с песни «Даль великая» («...Я тебе, Земля, низко кланяюсь…»). Я сам программу составил.
- Время от времени в Ульяновской области просыпается идея создания оперного театра.
- Да, я на это тоже обратил внимание. Думаю, что лучше не оперный, а всё-таки музыкальный театр. Здесь можно и оперы ставить, и балеты, и оперетту, и мюзикл. И разные направления. Вот это было бы здорово!
- У вас мысли не возникало: продвинуться куда-то ближе к столице?
- Вы знаете, я у себя в городе настолько востребован! Когда я был в Италии на гастролях, меня приглашали на конкурс: «Приезжайте, Алессандро!». Кто знает, если бы оказалось возможным тогда приехать, как бы всё обернулось. Но я счастливый человек, у меня замечательная жена. Она мне подарила двух сыновей: Романа и Руслана. У меня пятеро внуков.
Приезжая на родину, я собираю своих школьных друзей. На этот раз на фуршетик за 40 человек собралось. Генералы, профессора. И все – шмелёвские.
Смотрите также:
- Владимир Самарёв: «Чтобы прокормить семью, приходится петь для жующих» →
- Юрий Павлов первые пять лет жизни провел в тюрьме →
- Театр – это судьба →