Директор Ульяновского драмтеатра Наталья Никонорова: «Буду «патроны подносить» с великой радостью»

Фото из архива Ульяновского театра драмы

Прямое попадание 

   
   

 

АиФ Досье
Наталья Александровна НИКОНОРОВА

Окончила театроведческий факультет ГИТИСа по специальности «экономика и организация театрального дела». В ульяновский театр драмы впервые пришла работать в январе 1973 года. Была главным редактором театрального приложения к «Народной газете» и автором телевизионной передачи «Актерский дом». Автор одноименной книги. С февраля 2007 года - директор Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова. Заслуженный работник культуры РФ, неоднократный лауреат региональной театральной премии «Лицедей». Дочь — Анна Вершина, внучка - Наталья.

- Наталья Александровна, ваше «попадание» в театр – это случай или судьба?

- Я фаталист, уверена, что ничего не бывает случайно. Просто я всегда хотела заниматься своим делом, ведь это катастрофа, когда человек занимается не своим делом. Он просто начинает болеть.

- В августе стало известно, что вам присвоено звание Заслуженного работника культуры России. Как встретили эту новость?

- За рубежом вообще нет никаких званий, есть только имя. Я уже давно работаю, и театральный народ меня хорошо знает, так что звание ничего по большому счету не меняет. Хотя, конечно, мне приятно.

- Вы делали авторские телепередачи, всегда много писали о театре. Так кем вы себя больше чувствуете - руководителем, творческой единицей?

   
   

- Без творчества не могу, но я, прежде всего, – организатор театрального дела.

Дело в том, что у меня уникальное образование: я закончила ГИТИС по специальности «театровед, экономист, организатор театрального дела». Фактически нас учили менеджменту театра, хотя тогда, в 1980 году, такого понятия в природе не было. …. Мы писали о театре, проходили актерское мастерство, режиссуру и углублялись в экономику.

- В одном из своих интервью вы сказали, что театр – это то же производство, бизнес…

- Конечно! Успешному театру должен сопутствовать спрос. Но это не значит, что надо ставить только легкие комедии. В основе успеха – прежде всего уважение к зрителю. Ульяновский драматический театр всегда стоял на платформе театра высокой драматургии, и зритель это полюбил, причем не только в Ульяновске. Мы давно заработали такие дивиденды, что на конкурсные российские фестивали ездим за счет принимающей стороны, и всегда привозим оттуда призовые места.

- В пору интернета и высоких технологий сложно бороться за зрителя? Ведь впечатления стали так доступны.

- Смерть театру предрекают не одно столетие, но он будет жить вечно. Ничто не заменит человеку живого общения с актёром. И электронные книги никогда не заменят книг, у которых шуршат страницы. Другое дело, что из домов исчезают библиотеки, а дети должны видеть в доме книги. И кто-то должен впервые привести ребёнка в театр.

Партактив в театре

- Ульяновск объявил себя культурной столицей, подразумевая, что культура станет силой, преобразующей регион. А представители власти, чиновники, часто приходят в театр? Кто составляет костяк театралов?

- В театр идет в основном интеллигенция, это не только у нас - везде. Года два назад областное правительство организовывало специально для своих сотрудников творческие встречи в филармонии, в нашем театре. Помню, после ко мне после такой встречи подошёл один из крупных чиновников: «Я и не думал, что у нас такой театр! Теперь обязательно приду». Тон задаёт первое лицо: губернатору театр интересен, он много нам помогает, и в его окружении к нам интерес растёт.

Кстати, Геннадий Васильевич Колбин, первый секретарь Ульяновского обкома партии в 80-х годах, каждый вторник проводил в театре партактив. Со всех районов области съезжались люди, и мы должны были показывать им что-то новое. А после спектакля Геннадий Васильевич, человек очень начитанный, любил обсудить постановку, сравнить её с пьесой. И чтобы люди знали, о чем речь, мы накануне в пять пар рук печатали для партактива тексты пьес. У Колбина была мечта перестроить театр, воссоздать его исторический облик. Пять лет назад эту идею воплотил в жизнь губернатор Морозов. Фасад остался прежним, но внутри театр совершенно преобразился.

Патроны подносим

- Труппа долго оставалась без худрука после ухода из театра, а потом из жизни Юрия Семеновича Копылова. Почему не сложилось с режиссером Линасом Зайкаускасом? И как складывается с новым молодым худруком Сергеем Морозовым?

- Два спектакля, которые здесь поставил Линас Зайкаускас, показали, что мы не сошлись в понимании стратегической линии театра. Не только актёры, зрители тоже. Впервые за всю историю театра через 20 минут после начала спектакля люди вставали и уходили. Я имею в виду спектакль «Чувства» по Чехову - пример вольного отношения к классике.

 

Фото из архива Ульяновского театра драмы

 

А Сергей Анатольевич Морозов для нас настоящая находка. Кто видел его спектакль «Месяц в деревне» по повести Тургенева, с этим согласится.

Актеры Морозова приняла с первой же репетиции. Когда «Месяц в деревне» уже шёл к выпуску, он на каждом прогоне вручал «майку лидера» актёру, который как-то особенно проявил себя. А после премьеры труппа вручила «майку лидера» ему. Он тут же надел её, а на спине написано: «Наш новый главный». На тот момент Сергей Анатольевич ещё не принял предложения работать в Ульяновске, и его можно было понять: он очень востребован в лучшем, на мой взгляд, театре Питера - Молодежном театре на Фонтанке. Но вот такой горячий приём, мне кажется, переломил его решение. Сейчас он репетирует «Коварство и любовь» по пьесе Шиллера.

- Питерский режиссер Морозов приехал работать в Ульяновск, а ульяновские актёры продолжают исход в Москву?

- Да нет давно никакого исхода. А с приходом Сергея Анатольевича, думаю, и вовсе уезжать не будут. Что для актера главное? Творчество. Ведь многие из тех, кто уезжает в Москву, ничего не обретают, кроме нескольких съемок в сериалах. Другое дело, что новый выпуск театрального факультета УлГУ практически весь рванул в Москву искать счастья, потому что здесь они не востребованы, все театры укомплектованы. Причем весь курс девчачий, ни одного парня. Вот это показательно: мужчины уже не идут в профессию. Не в каждом театре, как нашем, достойная зарплата благодаря губернаторской надбавке.

- Наталья Александровна, непросто, наверно,е с театральным народом?

- Да бросьте вы! Это же случай счастливый выпал работать с такими людьми! Как говорил великий Валерий Иванович Шадрин, генеральный директор Международного фестиваля имени Чехова: «Вот режиссеры и актеры – это да. А мы так – патроны подносим». И это действительно так. Про каждого из них можно книги писать. Когда-нибудь, на старости лет, я все равно сяду за мемуары. А пока буду «патроны подносить», причем с великим энтузиазмом и радостью.

 

Смотрите также: