Леонид Гозман: «Наш враг – технический прогресс!»

Фото автора

Еще раз о китайско-финской границе 

Досье «АиФ»

 Гозман Леонид Яковлевич (13 июля 1950, Ленинград) — российский политик, бывший сопредседатель партии «Правое дело». Родился 13 июля 1950 в Ленинграде. В 1976 окончил факультет психологии МГУ. Кандидат психологических наук. С 1976 года преподает в МГУ.

   
   

В 1992 году познакомился с Егором Гайдаром,с 1993 года - в движении «Выбор России», с 1994 - «Демократический выбор России». В 1993 работал в Дикинсон-колледже (англ. Dickinson College), Карлайл, Пенсильвания, США и Международном центре Вудро Вильсона в Вашингтоне. С 1999 года — советник председателя правления РАО ЕЭС России Анатолия Чубайса. В 2001 избран членом политсовета СПС. С 2008 года - председатель СПС. В октябре 2008 года генеральный директор Российской корпорации нанотехнологий Анатолий Чубайс назначил Гозмана своим советником.16 ноября 2008 года на учредительном съезде новой политической партии «Правое дело» избран ее сопредседателем.19 сентября 2011 года вышел из «Правого дела». Женат, имеет дочь, внука и внучку.

- Модернизация экономики, внедрение инновационных и, в частности, нанотехнологий – насколько это важно сейчас?

- Если мы не построим инновационную экономику, то, помните, был советский анекдот о китайско-финской границе? Здесь будет китайско-финская граница! Ждать нас никто не будет. Если не перестроим аэрокосмическую промышленность – ее можно закрыть. Никто не купит самолет, который на 40% тяжелее, чем самолеты конкурентов и лекарства, которые наносят больше ущерба, чем помогают.

Если не будет новой, инновационной, экономики - нас не будет, как страны. И не американцы нас уничтожат. Сами исчезнем. Исчезнем как культура, как цивилизация. Такие страны уже были, которые просто исчезали. Территория оставалась, а больше ничего. Никто нас не будет ждать.

Все понимают, что на сырьевой «игле» сидеть нельзя. Пока мы на ней сидим, наш враг – не американцы и не китайцы. Наш враг – это технический прогресс.

Диаспора – это хорошо!

- Можно ли всерьез говорить об инновациях, нанотехнологиях, когда выпускники вузов только и смотрят, как бы уехать за границу?

   
   

- У нас есть диаспора, и это очень важно. Надо же минусы использовать в плюсы! У нас на каждых три высококвалифицированных специалиста в научно-технической сфере, работающих в России, один такой же, работающий на Западе. Соотношение – один к трем. У нас очень много народу уехало.

Но дальше-то что? Можно считать, что они враги народа. А можно пытаться их мозги, их опыт использовать здесь.

Китайцы, индусы, мексиканцы, турки используют свою диаспору по полной. Только мы - практически нет.

У нас единственно на государственном уровне говорят: «Давайте возвращать!» А они не хотят возвращаться! Но есть же другой вариант использования! Можно их спрашивать: «Ребята, а как сделать? Ребята, а почему здесь не получается?» и этим занимаются «Роснанотехнологии» очень активно.

Кстати, ваш губернатор мне говорил, что он был в Лондоне недавно. Говорит: жуткое дело, полно ребят из Ульяновска. Целая община есть ульяновских.

Что они там делают? Улицы подметают? Нет! Они на квалифицированной работе работают. Это значит, что образование продолжаем давать нормальное, а применения ему не находится. И тогда - что жаловаться-то на утечку мозгов? Сами виноваты.

А я – за ЕГЭ!

 

- В обществе укоренилось мнение, что все разговоры о науке, инновациях - предлог для «распила» и ничего более. Как изменить общественное мнение?

- Во-первых, менять его обязательно надо. Этонемалый фактор «утечки мозгов». Надо постоянно рассказывать, что на самом деле есть. Серый волк – это очень опасное животное. Но не надо бояться, что волк у тебя под кроватью. Мы воспринимаем свою ситуацию хуже, чем она есть на самом деле. В этом я уверен. Кто-то скажет: «Чубайс все равно хитрый, он все равно все украл». И с этим ничего не поделаешь. Если человек хочет посмотреть на ситуацию реально - он увидит. Главное - рассказать.

- Не утратим ли мы и это преимущество – качество образования?

- Я не вижу этого преимущества. Мы на хорошем уровне, не более того. Но в сто лучших университетов мира не попадает ни один наш. В том числе МГУ. Можно жаловаться, что неправильно строятся рейтинги и построить свой, в котором все первые места займем мы. Это можно, но не очень продуктивно.

- Вузов все больше, а качество образования во многих – весьма сомнительное…

- Я полгода преподавал в США, я могу вам сказать, что американские вузы тоже плохие. На самом деле уровень образования определяется сотней первых. А вовсе не всеми остальными.

- Говорят: «Пока не поздно, отмените ЕГЭ в средней школе!»…

- Вы знаете, я поддерживаю ЕГЭ. Это менее коррупционный механизм. Конечно, ЕГЭ предельно несовершенна. Я хорошо отношусь к Дагестану, но национальная республика не может быть первой в овладении русским языком, как получилось пару лет назад. Но! В целом эта система менее коррупционная, чем система прежняя. Она более объективна. И поэтому это движение в более правильном направлении.

- Можно ли построить свою Силиконовую долину? Или эта идея бесперспективна?

- Ни в коем случае не бесперспективна. Вот что абсолютно безнадежно - пробовать в другой точке планеты воспроизвести тот путь, которым шли где-то. Каждая точка земли уникальна. В Бангалоре совсем иначе. Во Франции другое, в Израиле третье. И опыт Силиконовой (правильнее – Кремниевой) долины, нужен не для того, чтобы его повторять буквально. Нужно понимать, как это получилось, для того, чтобы для себя сделать по-своему. Если мы будем делать не по-своему, а по-калифорнийски, у нас ни фига не выйдет. У нас не Калифорния.

Ульяновск сильно наверху

- РОСНАНО приступила к созданию региональных центров. Как с этим дела в Ульяновской области?

- Пока открылся только один наноцентр, в Казани. На стадии открытия еще, по-моему, около двадцати. И ваш, вот, в Ульяновске, совсем на выходе. Практически все закончено, на июнь намечено открытие. Пять стартапов- уже есть, пять инициативных групп, которые получили поддержку и работают. К концу года в этом наноцентре, мы думаем, будет 22 стартапа.

Как мы открываем наноцентры? Это не то, что, понимаете, сидит Чубайс, смотрит на карту России и говорит: «Ну, давайте-ка вот тут откроем!»

Это все происходит иначе. У вас наноцентр, потому что ваши ребята выиграли конкурс! А вовсе не потому, что «губернатор договорился с Чубайсом»! Первый конкурс они не выиграли, не попали в пятерку. Не получилось. Кто-то отступает: везде, мол, неправда и коррупция. Ваши не отступили. И выиграли второй конкурс.

При всех оппозиционных настроениях надо отдавать себе отчет, что такое реальность. А реальность - в том, что позиция руководства страны, региона – крайне важна для инновационного развития.

Замечено: Медведев говорит про модернизацию, Путин не говорит. На самом деле у них абсолютно одинаковая позиция в этом смысле. РОСНАНО возникла по инициативе и по требованию президента Путина.

А у вас, что очень важно, мне кажется, губернатор понимает крайнюю необходимость инновационного развития. Я не хочу говорить, хороший губернатор или плохой. Это вам судить. Но то, что он понимает крайнюю необходимость инновационного развития, это я точно вижу.

- Какие проекты РОСНАНО реализуются в нашем регионе?

- От вас было подано 18 заявок из региона. Из них 16 из Ульяновска, 2 из Димитровграда. Одобрено 3 проекта. Это немало. Что одобрено? Наноцентр, который будет внедрен летом и фактически уже работает. В 2012 году одобрено и скоро начнут выпускать на базе Pilkington энергосберегающее стекло. Оно пропускает тепла на 70% меньше. И еще один проект одобрен, «Экопариес» - модульные элементы зданий с использованием нанотехнологий.

- Сколько непосредственно РОСНАНО вложила в ульяновские проекты?

- Порядка 10 миллиардов.

- Как регион выглядит на среднероссийском фоне?

- Я думаю, что вы сильно наверху. Здесь сочетание объективных и субъективных обстоятельств. Субъективные - губернатор, команда губернатора. На одном из последних форумов вы заняли первое место по инвестиционной привлекательности, по удобству бизнеса. Это о чем-нибудь, да говорит!

Кстати

Леонид Гозман: записи в twitter’е во время поездки в Ульяновск:

Вторник(12 февраля). 13:31. Ульяновск. Программа Роснано "Приблизим будущее" на родине Ленина. Звучит удивительно. 15:34. Показываем студентам Ульяновского университета фильм о Джобсе "Потерянное интервью". Фантастическое впечатление - и от фильма, и от ребят. Среда (13 февраля). 14:44. В гостинице в Ульяновске продаются изображения Ленина, но на reception не знают, где находится его музей! Это радует! 17:28. Тем, кто считает, что всё в Москве: Ульяновский университет - прямое доказательство наличия жизни за МКАД. И студенты, и профессора высочайшего класса. Четверг (14 февраля). 11:52. В Ульяновске жуткий холод. А если бы Вождь в детстве простудился и умер, была ли бы другой наша история? 12:58. Музей Ленина в Ульяновске - машина времени! 13:06. В музее Ленина человек 10 сотрудников и один посетитель - я! 16:09. Студенты Ульяновского Политеха смотрят фильм о Джобсе и явно прикидывают, как сделать не так, как он, а лучше, чем он!

 

Смотрите также: