Михаил Диденко: «Настоящий инженер учится всю жизнь»

Фото автора

Михаил Диденко – не слишком часто встречающийся в наше время пример человека, который выбрал инженерную специальность по призванию. Свобода выбора – делать дело или делать деньги – у него и была, и есть, однако он, оставив вполне успешный бизнес в Москве, вернулся в Ульяновск, чтобы проектировать и строить мосты.

   
   

Главное - развитие

- Михаил, а почему ты все-таки уехал в Москву?

- Тогда уезжали многие, да и сейчас в столицу тянет многих, особенно молодых людей. Конечно, Москва кому-то открывает больше возможностей для заработка, для развития и прочих перспектив. Я ни о каких перспективах не думал – уехал лишь потому, что здесь не было работы, которая меня бы устроила. Никаких других причин не было. Там поначалу просто работал на стройке, а потом вокруг меня «сколотилась» бригада, которая вскоре выросла в небольшую строительную фирму по ремонту квартир.

- И что не жилось и не работалось там дальше?

- Во всяком деле есть какой-то предел развития. Я работал и параллельно учился в вузе заочно, а когда закончил учебу, нужно было как-то применять полученные знания в каком-нибудь более серьезном деле. Работа все-таки должна соответствовать уровню квалификации, быть интересной сама по себе, а не только как средство зарабатывания денег. Отделка квартир - конечно, дело прибыльное, но остаться на этом поприще означало бы остановиться в развитии.

- Не жалко было бросать налаженное дело?

- Нисколько! В любом деле главное – развитие, а там его уже не было. А в Ульяновск я вернулся, потому что мне здесь есть, у кого учиться дальше - у родителей. И сейчас, работая инженером, можно достойно жить.

   
   

Ульяновск – аномальная зона?

- Можешь ли ты, как водитель и как специалист по строительству, объяснить, почему в Ульяновской области дороги начинают разрушаться сразу же после окончания ремонта?

- Это очень трудно объяснить. Дело в том, что такое происходит почему-то только в Ульяновской области. Я сейчас часто выезжаю за пределы нашего региона и прекрасно вижу, как меняются дороги по России. Как ни удивительно, сейчас появилось много дорог, которые находятся просто в идеальном состоянии. Куда ни направляйся, хоть на север, хоть на юг, стоит пересечь границу области, сразу же в лучшую сторону меняется качество дорожного покрытия. Недавно ездил в Пермский край, и на всем пути в девятьсот с лишним километров разбитые дороги встретил лишь здесь, да еще участок километров в тридцать в Удмуртии. И климат, на который нередко ссылаются порой представители строительных фирм, тут совершенно не при чем – в Самарской области и Татарстане он не сильно отличается от нашего. Существуют технологии, которые позволяют строить дороги «всерьез и надолго», но у нас, похоже, просто не научились их применять.

- Значит, люди во всем виноваты?

- А кто же еще?!

- Реально ли вообще модернизировать экономику всей страны?

- Могу ответить за отрасль, в которой работаю. Я уже давно не видел инженеров за кульманом. Все работают за компьютерами. Используют современные программы. Новые технологии появляются и применяются как наши, так и зарубежные. Многие европейские технологии для России не подходят, хотя бы потому, что у нас климат другой, так что к европейскому опыту тоже надо относиться критически. Идет нормальный эволюционный процесс развития.

Если строить – то на века

- Что конкретно у нас в области строят по новым технологиям?

- Опять же в моей отрасли. По дороге в Кузоватово в районе села Смышляевка строится мост. В основании опор сооружены сваи по технологии «Франки». Замечательна эта технология тем, что позволяет добиваться от свай заданной несущей способности почти в любых грунтах. А сваи, забитые по этой технологии, сочетают в себе лучшие из характеристик от забивных и буронабивных свай. Т.е. свая получается обжата грунтом, так как грунт не извлекается при сооружении и не получает повреждения при забивке, потому что бетонируется в скважине с одновременным извлечением обсадной трубы.

Все конструкции моста монолитные, бетонируются непосредственно на строительной площадке. В пролетном строении применена технология предварительного напряжения арматуры, опять-таки непосредственно на строительной площадке - стальные канаты закладываются в бетонные конструкции и натягиваются специальными домкратами. Это позволяет снизить расход бетона и арматуры при сохранении несущей способности конструкции. И нет необходимости в транспортировке преднапряженных балок, изготовленных на заводе.

- Сколько еще мостов нужно Ульяновской области?

- Для существующей дорожной сети - не больше, чем уже есть. Проблема-то не в количестве, а в том, что большинству из них уже по сорок, а то и по пятьдесят лет, и многие из них находятся в предаварийном состоянии и требуют реконструкции. Они, в основном, из сборного железобетона. Было бы нормально, если бы мы успевали в год реконструировать хотя бы по десятку мостов – тогда удалось бы поддерживать хотя бы эту часть дорожной инфраструктуры в приличном состоянии.

- Что значит «реконструировать»?

- Это значит «привести состояние несущих конструкций сооружения в соответствие с современными требованиями», что в переводе на понятный всем язык означает: снести старый мост и построить новый.

- А чем мосты, строящиеся сейчас, принципиально отличаются от прежних?

- Например, мосту, который строится в Смышляевке, ресурс определен в сто лет. Саму конструкцию моста целое столетие, а скорее всего значительно дольше, ремонтировать не придется – разве что периодически менять дорожное покрытие и ограждение. Если, конечно, в окрестностях не произойдет никаких глобальных техногенных или природных катастроф. Конечно, есть мосты, которым и больше ста лет, но те технологии сегодня не целесообразны.

Чем измерить престиж профессии?

- В советские времена профессия инженера не считалась слишком уж престижной. Даже существовало выражение «простой инженер»… Сейчас статус профессии не повышается?

- Я сужу исключительно по себе. Наверное, сейчас я знаю и умею немногим больше, чем нормальный недавно окончивший вуз советский инженер. Настоящий инженер учится всю жизнь, и его авторитет зависит исключительно от того, насколько он глубоко знает свое дело, насколько он способен ответить за свои конструкции, за свои расчеты. Инженер – это последняя инстанция на уровне принятия конструктивных и технологических решений, его работу никто не в состоянии проверить и оценить, кроме «более продвинутых» коллег. То, что я придумал, рассчитал, и воплотится в жизнь. На самом деле эта профессия привлекает тем, что здесь нет пределов в развитии. Во всяком случае, я этих пределов пока увидеть не в состоянии.

- Инженер сейчас – более редкая профессия, чем двадцать или сорок лет назад. Их стало меньше, но стали ли они лучше?

- И тогда, и сейчас инженеры были разные. Все зависит от опыта. Другое дело – сам уровень вузовской подготовки, который сейчас во многих учебных заведениях «ниже плинтуса». Приведу лишь один пример. Когда мне было четырнадцать лет, я во время каникул работал учеником арматурщика, и мой наставник, обычный рабочий, не имеющий высшего образования, без труда читал чертежи. А сейчас приходят на стройку молодые люди с дипломами, которые не то, что чертежи читать, даже формулу площади круга не знают.

- Какую бы ты хотел создать конструкцию–строение своей мечты?

- Ни о чем подобном я не мечтаю. Ни о какой Вавилонской башне… А мечтаю я о том, чтобы мне удалось поработать так же, как моим родителям – на действительно грандиозных стройках, таких, как БАМ. Если бы мне сделали подобное предложение, согласился бы, не задумываясь, и уехал бы хоть на край света, к черту на рога. Временами слышно, что в РЖД задумали построить железнодорожную ветку вдоль Северного морского пути, что БАМ собираются дотянуть до порта Ванино.

- И не жалко будет расставаться с домом, семьей, детьми и собакой?

- Думаю, что они-то уж от меня никуда не денутся.

Досье АиФ:

Диденко Михаил Викторович, родился 5 июля 1974 года в Нижневартовске в семье инженеров-мостовиков. В 1987 году семья переехала в Ульяновск на строительство нового моста через Волгу. После окончания школы три года служил в армии на Дальнем Востоке. После возвращения в Ульяновск работал водителем грузового автотранспорта, строителем. Поступил на заочное отделение УлГТУ, но в 2002 году, после переезда в Москву, перевелся в Московский институт коммунального хозяйства и строительства. Одновременно открыл фирму по ремонту квартир. В 2007 году вернулся в Ульяновск, где посвятил себя проектированию и строительству мостов.

 

Смотрите также: