Олег Асмус: «Самый популярный упрек в мой адрес: почему мы везде побеждаем, а счастье не наступает»

Фото автора

   
   

Галстук был на месте... Но к нашему интервью с министром экономики Ульяновской области обозначенный формат беседы очень подходил. Потому что в его основу легла не информация из докладов, справок, отчетов, а живой разговор с открытым человеком.

О лидерах и аутсайдерах

- Олег Владимирович, Ульяновская область по ряду экономических показателей последнее время стабильно в лидерах. Во всяком случае, в ПФО. А по уровню жизни - в аутсайдерах….

- Это самый популярный упрек в мой адрес: почему мы везде побеждаем, а счастье не наступает. Я любого аналитика могу убедить, что в экономике региона за последние годы произошли значительные позитивные сдвиги - с точки зрения развития отраслей, инвестиций, темпов роста наполнения бюджета… Степень отставания Ульяновской области от других субъектов ПФО была большая, поэтому успехи очевидны, но не так ощутимы, как хотелось бы.

Это как в моем любимом футболе: команда была на дне турнирной таблицы, все уже думали, что она вылетит из высшей лиги, и вдруг она начала показывать неплохую игру, но пока поднялась только в середину таблицы.

Какое наше место среди субъектов ПФО? Я думаю, что по потенциалу – 3-4-е. Если исходить из структуры экономики, то в ближайшие годы в ПФО точно будет лидировать Татарстан, потом Башкирия. Впереди нас может быть Пермь, Самара, а вот с Оренбургом, Саратовом, Пензой мы уж точно можем соревноваться и опережать.

- Потенциал потенциалом, но пока быстро богатеют богатые и крупные регионы.

   
   

- По последним данным, ВВП страны на 54% формируют десять регионов. И остальные семьдесят с лишним дают столько же.

Система межбюджетных отношений в России такова, что она позволяет богатеть богатым и недостаточно эффективно стимулирует к развитию остальных. Я писал докторскую диссертацию на тему «Развитие депрессивных регионов Российской Федерации». Одно из направлений, которое я там затронул - софинансирование – главное условие выделения федеральных средств. Если бюджет дефицитный, собственных свободных средств мало, значит, и федеральных денег много не привлечешь.

Более того, средства, которые Ульяновская область недополучает, предоставляя льготы инвесторам, Минфин России засчитывает как проинвестированные из бюджета, и на эту сумму уменьшаются дотации нашему бюджету. Это нонсенс. Казалось бы, наоборот, надо поощрять регионы, которые привлекают инвесторов, передовые технологии, создают современные рабочие места, модернизируют производство.

Я считаю, что деньги надо давать эффективным, а оценить эту эффективность легко, она доказуема, и для федеральных министерств это не было бы так уж проблематично, как пытаются показать.

 

Музей советского периода

- Сейчас много говорят о том, что локомотивом областной экономики станет культура. Насколько все это серьезно?

- Серьезно. В основе развития любой экономики – повышение культурного уровня, рост самосознания. Все мировые державы, сделавшие прорыв в экономике, начинали с этого. Рынок заставляет производить конкурентные продукты, но для этого человек должен быть всесторонне развит.

- Именно ваше министерство курирует туристическую отрасль. У нас действительно есть шанс вернуть Ульяновску славу туристической Мекки, как это было в начале 80-х годов?

- Мне нравится идея создать в Ульяновске на базе Мемориального центра музей СССР, воссоздать советскую эпоху с ее легендами, противоречиями, достоинствами и недостатками. На сегодняшний день это единственный проект, который мог бы привлекать в Ульяновск потоки туристов. Многие видят в нем какую-то политическую подоплеку, но ее нет. Мне, например, интересно показать моему ребенку, как я жил, какое мороженое ел, какую слушал музыку... Меня это волнует, мне близки многие советские идеалы. Я, например, был очень ответственным пионером и даже был награжден путевкой в город-герой Волгоград за сбор макулатуры и металлолома. И это одна из деталей, приобщавших нас к труду, сбережению, хозяйственности.

- А в советской системе ведения хозяйства вы видите преимущества?

- Саму советскую систему вернуть точно не хотел бы. Но в плановой экономике - много ценного. Кстати, работа нашего министерства во многом построена по принципам плановой экономики. Мы не только планируем, но и работаем как аналитический центр. Я четко знаю траекторию движения каждого показателя с тех пор, как пришел в министерство в 2005 году. Знаю, что должно быть в ближайшие три года, какими темпами мы должны двигаться, где какие проблемы, промашки, что у соседей, какими темпами двигаются они.

Я всю свою жизнь преподаю самый интересный предмет в экономике – статистику. Обожаю сопоставлять цифры, выводить закономерности, зависимости.

- А сейчас вы преподаете? Что думаете о современной молодежи?

- Сейчас у меня нет возможности проводить семинары. Года два назад перестал читать лекции, но являюсь членом поволжского диссертационного совета в Чувашии и возглавляю государственную экзаменационную комиссию, у меня есть дипломники. Иногда меня приглашают читать публичные лекции или лекции на курсах повышения квалификации. Если могу, не отказываюсь. Я скучаю по преподавательской деятельности.

А к современной молодежи отношусь хорошо, она сильная. Как говорила моя бабушка, «с зубами рождается». Кто хочет, крепко хватается за жизнь. Проблема в том, что молодежи у нас стало мало, и, наверное, она в чем-то избалована…

Я учился на повышенную стипендию, работал дворником, сторожем, минуты свободной не было, потому что надо было как-то выживать. Мы, например, в молодости огороды могли копать, чтобы хоть сколько-то заработать, а сейчас ребята не возьмутся за лопату, даже если денег не хватает. Мне кажется, что современная молодежь с ленцой. Хотя, конечно, нельзя с единой меркой ко всем подходить.

Как становятся министрами

- Ожидали вы в молодости, что можете стать министром?

- В определенной степени амбиции у меня были всегда, хотя чиновником стать я не мечтал. Хотел прийти в большой спорт, занимался тяжелой атлетикой, 17 раз выигрывал чемпионат области... Но пришлось остановиться. Ведь пора моей молодости – это конец восьмидесятых - начало девяностых годов. Страна разваливалась, закрывались секции, спортивные залы.

Я шесть лет каждый день ездил тренироваться из деревни на 112 автобусе в город. Это было тяжело. И физически, и с материальной точки зрения. Когда закрыли спортивный зал во Дворце профсоюзов, надо было ехать из учхоза в «Торпедо» или «Автомобилист». Два часа туда, два – обратно. Пришлось все оставить, и я очень жалею об этом.

А министром я быть не стремился, хотя люблю свою работу. Так получалось, что мне каждый раз предлагали новый пост – замдиректора департамента, директора, замминистра... И я всегда соглашался. Есть у меня любимая поговорка: «Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть».

-Какими качествами должен обладать министр экономики, на ваш взгляд?

- Самое главное – это желание учиться. Я с книгами и газетами и за столом, и в машине, если еду с водителем.

- Вы председатель регионального отделения Всероссийского общества болельщиков (ВОБ). Не пробовали, вооружившись цифрами и фактами, проанализировать, что произошло с нашим футболом?

- Меня, честно говоря, раздражает брюзжание об упадке российского футбола. После 1960 года мы только в 1988 году на чемпионате Европы добрались до второго места. Я считаю, что развитие отечественного футбола сейчас выше, чем в советские времена. Российские команды два кубка УЕФА выиграли, а в советское время - ни одного, Кубок Кубков менее престижен был.

- Вы ездили на чемпионат Европы в Польшу?

- Ездил, но игру с греками не видел, и это хорошо, у меня, наверное, сердце бы разорвалось. Зато игры, которые я видел, мне очень понравились. Не знаю, как это смотрелось по телевидению, но живьем - потрясающе. Тот же Аршавин – потрясающего класса игрок. Поэтому результат третьего матча для меня был шоком.

- У вас есть хобби, кроме футбола?

- Очень люблю путешествовать. В течение года коплю деньги, чтобы отправиться в путешествие. Люблю строительство, обожаю своими руками что-то мастерить.

- Олег Владимирович, а вот вы сами в качестве туриста поехали бы смотреть музей Советского Союза?

- Да, конечно. Поэтому мечтаю съездить на Кубу, посмотреть на сохранившуюся там «советскую эпоху».

 

Смотрите также: