26 июля 2011 года исполнится 180 лет со дня рождения Ильи Николаевича Ульянова. В начале года, 24 января, в Ульяновске отметили день памяти просветителя - прошло ровно 125 лет со дня его кончины. На волне поветрия по пересмотру (переписыванию) истории появились и «разоблачительные» попытки представить Илью Николаевича заурядным чиновником, которого советская пропаганда возвела в ранг великих людей благодаря тому, что он – отец Владимира Ульянова-Ленина. Разоблачает подобных «разоблачителей» известный краевед, автор многих книг об Ульяновых и других выдающихся уроженцах и деятелях Симбирской губернии, Жорес ТРОФИМОВ.
Талант проявился с детства
- Жорес Александрович, правомерно ли утверждение о «заурядности» Ульянова-отца?
- Судите сами. Будучи сыном мещанина-портного, Илья Ульянов учился в астраханской гимназии и окончил ее в 1850 году, девятнадцати лет от роду, с серебряной медалью. Так вот, до него такой награды ни один гимназист Астрахани не получал! Хотя там учились дети дворян, купцов, чиновников… Этот факт был изложен в книге, выпущенной к столетию Астраханской гимназии в 1904 году.
- О советской пропаганде в 1904 году говорить еще рановато…
- Вот именно. Благодаря этой медали он получил возможность в том же году поступить на физико-математический факультет Казанского университета. Уже на втором-третьем курсе он стал заниматься в астрономической и метеорологической обсерватории, практикуясь у профессора Симонова, ученого-астронома с мировым именем. Когда он закончил университет со степенью кандидата математических наук, ректор, великий математик Лобачевский, назначил его в Пензу - старшим преподавателем Пензенского дворянского института.
Немного о погоде
- Не будучи дворянином – в дворянский институт?
- Да, старшим преподавателем. Причем, с обязательством вести ежедневные метеонаблюдения. Трижды в день записывать показания давления воздуха, направление и силу ветра… Я сделал фотокопии ведомостей, составленных Ульяновым. Их использовал в работе профессор Купфер, который тогда заведовал Пулковской обсерваторией. И сегодня данные, которые Илья Николаевич вел бесплатно на протяжении шести лет,используются нашими метеослужбами.
- То есть когда диктор говорит, что та или иная аномалия случилась впервые за двести лет…
- …В этом есть и вклад Ильи Николаевича. По итогам этой безвозмездной работы он издал книгу «О пользе ведения метеонаблюдений для Пензенской губернии».
Благодаря Ульянову
- Это была эпоха падения крепостного права. Кончилась Крымская война, умер Николай I. Эпоха Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Гончарова... Стали возникать так называемые воскресные народные школы. По воскресеньям интеллигенты учили грамоте, арифметике, естественным наукам детей мещан, крестьян, солдат… В Пензе руководителем такой воскресной школы в течение двух лет был Илья Николаевич. За эти два года грамоте обучились сотни пензенских ребятишек. Работал бы и дальше, если бы во всех воскресных школах империи вдруг не обнаружилась «пропаганда социалистических идей», и они не были запрещены указом царя. В Симбирске в это время преподавателем такой же воскресной школы был брат Ивана Александровича Гончарова - Николай Гончаров. Чернышевский писал тогда, что те, кто занимается по воскресеньям с детьми ремесленников и крестьян – это настоящие патриоты нашей страны. Окулист Владимир Петрович Филатов, будущий академик, писал в 1905 году в своих воспоминаниях об учебе в пензенском дворянском институте: «Когда я вспоминаю эту пору и думаю, почему мы не стали нравственными уродами, то сам себе говорю: только благодаря тому, что у нас были такие преподаватели, как Илья Николаевич Ульянов, Владимир Николаевич Ауновский и Владимир Харлампиевич Хохряков».
Не только подвижники
- Конечно, кроме преподавателей-подвижников были рутинеры-исполнители. Среди них и Иван Васильевич Вишневский. По сути, он был главным надзирателем. И по субботам детей дворян за неуспеваемость и всякие прочие оплошности секли розгами. И руководил этим Вишневский, который стал затем директором Симбирской гимназии. Александр Ульянов учился еще во время директорства Вишневского. А вскоре после поступления в гимназию Володи Ульянова приехал Федор Михайлович Керенский, а Вишневского сняли. А местный краевед Марянин как раз написал, что директором народных училищ был Вишневский еще до Ульянова и сделал не меньше, чем Ульянов. Вишневский ничего не сделал. Он не имел даже высшего образования. Окончил духовную семинарию, и все. Но женился на дочке богатого помещика и благодаря этому вошел в общество.
Сравнивали с Львом Толстым
- Была ли отмечена деятельность Ильи Николаевича Ульянова на посту инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии еще до революции?
- Разумеется, и неоднократно. Симбирский автор Михаил Федорович Суперанский в своем исследовании «Начальная народная школа Симбирской губернии», изданном в 1905 году, писал об Илье Николаевиче, что именно он вывел Симбирскую губернию на одно из первых мест в Российской империи по развитию народного образования. И отмечал, что после него никаких особых улучшений в этом деле не было.
Писатель, помещик, Валериан Никанорович Назарьев. Лучше него о нашей губернии 50-70-х годов еще никто не писал. У него есть еще воспоминания о Казани, где он учился вместе с Львом Толстым. В своем произведении «Современная глушь», опубликованном в «Вестнике Европы» в 1876 году, Назарьев писал, что единственным просветителем нашей губернии был инспектор народных училищ Илья Николаевич Ульянов. Это было написано в разгар деятельности Ульянова в Симбирской губернии.
В 1979 году Илья Николаевич 10 лет проработал руководителем народного образования в губернии. Он издает книжку, рассказывающую, что он сделал в губернии в развитии народного образования. Ни один его коллега в России не издал такой книжки. И в министерстве народного просвещения это заметили и сказали: никто не вправе требовать, чтобы человек написал такой обстоятельный отчет. Его отчет за 10 лет работы считался эталоном. Подробные отчеты Ульянов издавал ежегодно: какие учителя, в каких школах, какие девочки и мальчики там учились, у кого какие успехи…
Тогда деятельность Ильи Николаевича в печати сравнивали с деятельностью Льва Толстого в Ясной Поляне и барона Корфа в Екатеринославской губернии. И Суперанский, и Назарьев писали об этом как в местной, так и центральной печати.
В 1986, когда Илья Николаевич умер, казанские и симбирские газеты, журнал «Новь», который издавался в Санкт-Петербурге, писали, что о преждевременной кончине директора народных училищ Ильи Ульянова будут сожалеть еще долго, потому что он поставил дело народного образования в Симбирской губернии едва ли не лучше, чем где-либо в России.
- Все это свидетельствует о том, что Илья Николаевич Ульянов – личность выдающаяся и самодостаточная.
- Вне всякого сомнения.
Справка «АиФ в Ульяновске»:
В 1869 году в Симбирской губернии числилось 462 народных училища с количеством учащихся свыше 10 тыс. человек, из них не более 90 соответствовали норме, остальные пребывали в жалком состоянии или числились только на бумаге.
К 1886 году благодаря энергии и настойчивости инспектора и директора народных училищ И. Н. Ульянова земства, городские думы и сельские общества увеличили отпуск средств на школьные нужды более чем в 15 раз. Было построено более 150 школьных зданий, а количество учащихся в них возросло до 20 тыс. человек. И это при том, что качество образования стало соответствовать принятым нормам, школы получили грамотных учителей и приемлемые для учебного процесса и проживания учителей здания. Неоценим вклад Ульянова в развитие просвещения «инородцев». Он оказывал непосредственную поддержку и помощь Ивану Яковлеву при создании Симбирской чувашской школы, которая за короткое время стала центром чувашской культуры.
Смотрите также:
- Александра Знаменская. Дворянка-социалистка из Симбирска →
- Из Симбирска выбивали дух предпринимательства →
- Почему старший брат Ленина стал цареубийцей →