Скромный и тихий, сугубо мирный человек, в Великую Отечественную Петр Абрамов бил немцев, как положено. И стал Героем.
Реальность подвига
В нашем подъезде жил Герой Советского Союза.
Панельная пятиэтажка на улице 12 Сентября была построена и заселена в 1974-м. Мне было 13 лет, и мы стали соседями. Видеть живого Героя до сих пор воочию не приходилось. Каждый раз, здороваясь с этим небольшого роста человеком со Звездой на груди, испытывал волнение от соприкосновения с чем-то огромным и важным. Героическое прошлое страны из плакатов и учебников при этом обретало для меня плоть и кровь, становилось реальным. От Победы нас тогда отделяло каких-то тридцать лет, как нас сегодняшних – от Московской Олимпиады и кончины Брежнева. Рукой подать… Рядом со мной жил человек из того же ряда, что и летчик Алексей Маресьев, подпольщик Олег Кошевой, рядовой Александр Матросов… И человек этот был самый обыкновенный.
Чаще всего он сидел, курил «Беломор» или «Приму» в тихой задумчивости на скамеечке у подъезда. На пиджаке светилась Звезда. Под скамейкой, бывало, стояла недопитая бутылка, накрытая стаканом. Он не боялся милиции. Кто бы посмел записывать в нарушители правопорядка живого Героя Советского Союза? Тем более что он просто тихо сидел на скамейке, и все.
Вообще, не считая войны, Петр Абрамов прожил тихую и незаметную жизнь. И скончался так же тихо в январе 1983-го. Народу на похоронах было немного. Все предписанные почести – соблюдены. К сожалению, при его жизни мне так и не случилось с ним побеседовать и услышать о его подвиге от первого лица. Но еще тогда, читая местную краеведческую литературу*, я нашел очерк и о нем, Герое Советского Союза Петре Александровиче Абрамове.
У Роберта Рождественского есть стихотворение о «маленьком человеке», который и ростом-то был невысок, и должность занимал маленькую… Но пришла война, и он с честью выполнил свою миссию - защитил Родину и спас мир. Заканчивается так: «На Земле не хватило мрамора, чтобы сделать его в полный рост». Кажется, так. И это очень точно о нем, о Петре Абрамове.
Справка АиФ в Ульяновске
Абрамов Петр Александрович – гвардии сержант, командир орудия. Родился в селе Еделево Кузоватовского района 22 июля 1923 года в семье местного крестьянина. В Красной Армии с 1942 года. Участник Великой Отечественной войны с апреля 1942 года. В 1942 году стал членом ВКП(б)/КПСС. Принимал участие в освобождении Украины и Польши. 10 августа 1944 года на левом берегу реки Вислы в районе станции Ратае (Польша) командир орудия 130-го гвардейского артиллерийского полка (58-я гвардейская стрелковая дивизия, 5-я гвардейская армия, 1-й Украинский фронт) гвардии сержант Пётр Абрамов, отражая атаку вражеских танков, уничтожил головной тяжелый танк, а затем подбил два средних танка и пушку. Когда его орудие было выведено из строя, продолжал поражать пехоту противника огнём из пулемёта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии сержанту Абрамову Петру Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7618). После войны старшина П. А. Абрамов демобилизован из Вооруженных Сил СССР. Вернулся в родное село. Работал заведующим избой-читальней. Затем переехал в город Ульяновск, где работал техником в отделе капитального строительства города. Скончался 22 января 1983 года.
Спасение
Весной 1943 года после неудачной попытки февральского наступления на Юго-Западном фронте в районе железнодорожной станции Лозовая южнее Харькова шли жесточайшие бои с контратакующими силами немцев. Часть наших войск попала в окружение. Отчаянные попытки прорыва чаще всего приводили к почти поголовному истреблению наших солдат бомбами и минами, с воздуха и земли, из пулеметов и автоматов. Но кому-то удавалось выбраться и из этого ада.
Удалось это и командиру орудия Петру Абрамову. В бою под Лозовой был перебит весь его только что сформированный расчет. Искорежено взрывом само орудие. Сержант Петр Абрамов брел по полю, утопая в мартовском снегу. Когда он попытался уцепиться за последнюю конную повозку, битком набитую отступающими, его не взяли…
- И нас погубишь, и себя! Найди телегу посвободней…
На снегу и на оттаявшей местами земле лежали убитые. Сзади слышался рокот наступающих немецких танков и мотопехоты. Из оружия – только пистолет ТТ, плохая защита от танков. Шум нарастал. Очень хотелось жить и очень не хотелось в плен.
И тут увидел опрокинутую взрывом повозку. Одна лошадь была убита, другая пыталась встать на ноги, издавая жалобное ржание.
Боец быстро порезал постромки, и окровавленное животное поднялось на ноги. Ездить на неоседланной лошади Петр умел с детства: сколько раз выводил коней в ночное, купал в реке… Вскочил лошади на спину… Только бы раненое животное выдержало! Своих нагнал в станице, где уцелевшие части готовились к обороне. Осторожно, стараясь не задеть широкую рану на крупе, слез с лошади. Перевязал ее, истратив весь индивидуальный пакет, угостил свою спасительницу последней горбушкой хлеба из кармана… Лошадь оказалась, к тому же, глухой – контуженной взрывом. В станице между тем шла подготовка к обороне. Разрозненные и потрепанные в боях подразделения обретали новый боевой порядок, выкатывали орудия, готовили позицию для батарей. До Победы оставалось более двух лет…
Стоял насмерть и выжил
А осенью 1943-го был бой на острове под Днепропетровском. Здесь невозможно было вырыть окоп в зыбучем островном песке, и вести огонь приходилось под прикрытием лишь орудийного щита. В этом бою Петр Абрамов вновь потерял шестерых своих товарищей из расчета. А политрук Казаков тут же, возле орудия, был убит прямым попаданием вражеского снаряда… Но командир орудия не покинул позиции. Оглохший от канонады, управляясь за семерых, он бил из пушки по группам атакующих фрицев.
Бой, за который он получил Звезду Героя, произошел летом 44-го.
10 августа 1944-го Петр Абрамов вместе со своим орудийным расчетом стоял насмерть возле булыжного сарая на берегу Вислы. Вокруг горели сжатые хлеба, немилосердно жарило солнце, жар шел и от раскаленного орудийного ствола. Потом ствол нагрелся до такой степени, что дальнейшая стрельба стала невозможной. А в атаку вновь и вновь под прикрытием танков шли отборные подразделения СС. Тогда орудийный расчет Петра Абрамова стал забрасывать фашистов немецкими же гранатами, которых обнаружилось в избытке в том самом булыжном сарае, останавливать гитлеровцев пулеметным и автоматным огнем… Не менее восьмидесяти трупов, три танка, несколько орудий оставили фашисты в этом бою. И в том же бою командир орудия сержант Петр Абрамов был тяжело ранен в голову, рухнув без сознания на землю. Но выжил. И в феврале 1945-го за этот бой на берегу Вислы был награжден Золотой Звездой.
*Ульяновцы в боях за Родину : сб. очерков / сост: В. А. Радыльчук, А. Д. Ермолаев, В. И. Лебедев. - Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1964.
Смотрите также:
- Прямой наводкой. О чём рассказали наградные листы →
- Бессмертный полк «АиФ». Судьба была – выжить →
- Санитарный поезд № 1054 →