Ульяновский режиссёр Алексей Крашенинников 21 год не уходит из детства

фото из архива Алексея Крашенинникова © / АиФ

В интервью «АиФ» режиссер-постановщик передачи,   постоянный ведущий Алексей КРАШЕНИННИКОВ  вспоминал, как создавалась программа, рассуждал о месте детского телевидения в  региональной  и всероссийской сетке вещания, огорчался  тому, что  коммерция в 90-е годы лишила детские программы жизни.

   
   
фото из архива Алексея Крашенинникова Фото: АиФ

Когда сказка становится былью

- Алексей, программа «Сказка за сказкой» выходит уже больше 20 лет. С чего все начиналось?

- 16 апреля программе исполнился уже 21 год. Появилась она в 1993 году на кабельном телевидении. В тот момент с экранов пропала передача «В гостях у сказки», которую вела Валентина Михайловна Леонтьева, и появился некий пробел - других детских программ не было. Мы решили попробовать что-то сделать на местном уровне. Сначала  было очень простенько, потом появились сказочные герои, отдельные рубрики.

Увлечение программами для детей началось для меня  еще со студенческих времен, сначала это была анимация. Мы делали развлекательные шоу и выступали с ними. В институте нас прозвали  «петрушками». Когда люди говорят: «Мы выросли на вашей программе», для меня это многое значит, приятно, что   помнят.

-  Скажите, когда  было проще работать? Когда  больше шли  навстречу  детскому телевидению?

- Детскому телевидению навстречу не шли никогда. В нашей стране детское телевидение убили. Его просто поставили к стенке и расстреляли. Это не только мое мнение, это мнение тех людей, которые работают в этой сфере. Первый удар нанесла коммерция. Потом был принят закон о том, что в детских программах нельзя размещать рекламу: даже какую-то адаптированную  для детской аудитории. А руководителям каналов это было невыгодно.

   
   

- За рубежом есть разное детское ТВ. Есть такие каналы, где весь день идут одни мультики, но  есть и образовательные.  В чем проблема у нас: нет денег или желания делать хорошие детские передачи?

- Ну, что-то сейчас пытаются сделать, например, на канале «Карусель». Недавно, по-моему, запустили новый канал - «Мульт».  Но, честно говоря, в этой сфере банально не хватает специалистов. Есть потрясающие личности: Татьяна Кирилловна Черняева - руководитель «АБВГДейки», Людмила Ивановна Зайцева из телекомпании «Класс» («Спокойной ночи,  малыши»), Саша Белявская, которая в свое время делала «Сто вопросов к взрослому», но их мало. Люди не идут на детское телевидение, они предпочитают заниматься тем, что приносит деньги. А детское телевидение денег не приносит. Зато приносит много проблем, нервных затрат.

фото из архива Алексея Крашенинникова Фото: АиФ

- То есть,  всё  дело в деньгах?

- Все зависит от отношения, причем не только в Москве, но и в регионах. Я белой завистью завидую своим друзьям и коллегам, которые работают в Башкирии. Там есть такой телеканал - «Тамыр». У них целая программная сетка детского вещания: на башкирском, русском, татарском языках. И программы рассчитаны на самую разную аудиторию: от самых маленьких до тех, кому давно  16+. На это выделяются средства. Канал находится под патронатом президента Башкортостана, поэтому там телевидение есть. А у нас, не в обиду нашим коллегам, есть потрясающие телевизионщики в городе, но телевидения у нас нет - есть только региональные межпрограммные врезки, к сожалению.

- На ваш взгляд, в чем отличие западного детского контента от отечественного?

- У нас изначально в детские программы   закладывалась  доброта и назидательность. Может быть, дети устали от этого. С другой стороны, почему  популярны старые советские мультфильмы?  Потому что это истории, это общение персонажей. Сегодняшние детки  разучились общаться. Они сидят рядом, а общаются чаще всего через Интернет. У западных каналов другой менталитет, другое восприятие, другое отношение. Некоторые передачи «оттуда», я бы вообще детям не показывал, потому что это какое-то шоу уродцев. Конечно, «стрелялки» и «пулялки» -  тоже неплохо, но это никогда не принесет пользы в развитии детского телевидения в нашей стране.

- А какую,   по-вашему, роль играет современное телевидение   в воспитании детей?

- Наверное, большую.  Дети  же не перестали его смотреть. Просто самим родителям нужно быть настороже: советовать, что смотреть, а что нет. Сейчас же столько негатива. Возьмем, к примеру, мега популярную программу Малахова - это же ужас, когда «грязное белье» полощут на всю страну.

Хочется идти и творить…

фото из архива Алексея Крашенинникова Фото: АиФ

- У нас еще есть передачи для самых маленьких. Почему нет хороших программ для детей постарше? Ведь они были. На ОРТ, например, выходила очень интересная передача «До 16 и старше». А сейчас такое ощущение, что на эту возрастную категорию просто не обращают внимания.

- Дети постарше сейчас для всех - это самая непонятная возрастная аудитория. В наше время все меняется с такой катастрофической быстротой, что многие телепроекты, особенно детские, не успевают за развитием сегодняшнего поколения. Телевизионщики, по-моему, просто не знают сейчас, как делать все эти программы для подростков, какими они должны быть. Но есть неплохие новые форматы. Та же «Карусель» что-то находит, придумывает. Некоторые проекты я с удовольствием смотрю. Но, как говорится, все новое - это хорошо забытое старое. Нужно это достать, пересмотреть, упаковать в новые технологии.

- Вы постоянно  участвовали в различных фестивалях, конкурсах,  неоднократно становились победителем. Что это  вам дает? Зачем вы туда ездите…

- Раньше я все пытался кому-то доказать, какие мы молодцы, переживал, нервничал. Постепенно это все ушло. Я начал смотреть на все это с точки зрения профессионального роста. Ты видишь, что делают люди, в каком направлении развивается детское телевидение. Кроме этого,  благодаря фестивалям у меня появилось огромное количество друзей из разных регионов. Встреча с ними - это еще и обмен опытом.

- А участие в фестивалях даёт какую-то финансовую подпитку или все ограничивается грамотами и дипломами?

- Если говорить про призы, то в этом году за победу на фестивале детского телевидения «Включайся!» канал «Карусель» подарил нам удобную профессиональную, но очень маленькую камеру Go pro. Она может снимать и под водой, а можно ее на голову прикрепить и гонять, к примеру, на велосипеде. Обязательно попробуем ее в ближайшее время.

фото из архива Алексея Крашенинникова Фото: АиФ

- В этом году вы получили заслуженный приз за лучшую ТВ-программу на фестивале Леонтьевой «От всей души». Какие впечатления остались?

- В   рамках фестиваля проходит много творческих встреч с известными актёрами, режиссёрами, с теми, кого  раньше мы видели только на экранах.  Общение с ними  дорогого стоит, это настоящий праздник. На открытии фестиваля выступал  Константин Райкин. Это что-то! Это такая энергетика - просто потрясающе. Каждый взгляд, слово, жест - такой посыл энергии, такой заряд, что невозможно больше бездействовать! Хочется идти, творить, покорять и вдохновлять!

- Ваша передача «Сказка за сказкой» существует много лет. Наверняка, за это время были  какие-то казусы на съемках…

- Да, много всего происходило. У нашей актрисы  есть сын Илья,  мы взяли его на летние съемки, ему тогда было года три или четыре. И вот съемки в разгаре. Я стою за оператором и не понимаю, что происходит. Какой-то хохот на площадке, откуда - непонятно. Потом увидели, что Илья сидит под штативом, прямо под камерой, и смотрит на то, что происходит,  и… заливается смехом!

- Детский зритель прощает  ляпы и ошибки?

- Очень строгий зритель: он все видит, все замечает. Не зря же говорят, что для детей нужно работать так же, как для взрослых, только лучше. Стараемся обходиться без проколов.

фото из архива Алексея Крашенинникова Фото: АиФ

- Ваш призовой фильм «Пролетая над…» с фестиваля «Включайся!» покажет канал «Карусель», а как пришла идея снимать это?

- Идея шла от бренда -  «Ульяновск - авиационная столица». Дети ведь до конца не понимают, что это такое, захотелось объяснить, показать. Фильм мы обязательно покажем  в своей  программе «Сказка за сказкой»,  возможно,  1 сентября. А пока на каникулах  мы усиленно осваиваем Интернет. Недавно у программы появилось приложение для смартфонов и планшетов с уроками творчества.

Досье:
Алексей КРАШЕНИННИКОВ родился в Барыше Ульяновской области. В 2002 году окончил Самарскую государственную академию культуры и искусств (СГАКИ). Победитель VI Международного фестиваля кино- и телепрограмм для семейного просмотра имени В.М. Леонтьевой «От всей души», VII фестиваля детского телевидения «Включайся!». Обладатель Гран-при XVII Всероссийского фестиваля визуальных искусств, «Орленок», Туапсе, 2013г.

 

Смотрите также: