Дмитирия Илюшина многие считают чудаком. Человек, долго и довольно успешно занимавшийся бизнесом, однажды вдруг радикально изменил сферу своих интересов и начал посвящать практически всё своё время поездкам по историческим памятникам и природным объектам родного края, разрабатывать туристские маршруты и даже издал книгу о православных святынях.
Из предпринимателей – в краеведы
С. Юрьев: Почему вдруг случилась такая перемена в жизни: из предпринимателей подался в краеведы?
Д. Илюшин: Как-то вдруг я понял, что годы проходят, а ничего по-настоящему значимого в свой актив записать не могу. Когда мотался по сельской местности, торгуя запчастями, то приходилось видеть и разрушенные храмы, и заброшенные усадьбы, и другие памятники. И однажды понял, что история, возможность сохранить, если не сами объекты, то хотя бы память о них, мне гораздо интереснее, чем любая коммерция. Бизнес был средством выживания, а интерес к памятникам стал образом жизни.
- С чего началась конкретная деятельность на этом поприще?
- Среди моих друзей много фотографов. Например, Сергей Грушин, который всегда готов поддержать любое интересное начинание. С некоторых пор я начал просто путешествовать с друзьями по области – сначала по известным мне местам, потом – по «белым пятнам». В 2010 году Роман Разумов, директор Ульяновского информационного туристического Центра, предложил мне поучаствовать в создании туристического справочника Ульяновской области – для начала, в качестве водителя. Ездили с фотографом по различным историческим местам, но я сам дополнил список тех памятников, которые планировалось объехать. В итоге, больше половины материалов, размещённых в справочнике, были о тех объектах, о существовании которых он даже не подозревал. Я решил попробовать самостоятельно сделать их описание, и это было первой попыткой такого рода работы. Как ни парадоксально, результат всем понравился... Потом пошли свои проекты, сотрудничество с различными ульяновскими журналистами, поднимающими тему культурного наследия, сам стал внештатным корреспондентом в нескольких периодических печатных изданиях. А 2011 году решил написать собственную книгу о местных святынях - «100 Православных мест Ульяновской области».
- А почему именно православные храмы стали темой книги?
- Однажды ко мне в руки попала книга Николая Баженова, изданная в 1901 году – описание храмов Симбирской губернии. И меня вдохновил тот факт, что был человек, который сумел проделать такую глобальную работу. Захотелось сделать что-нибудь подобное.
Я писал о том, что знаю, о том, что видел своими глазами. Например, сохранившихся старинных усадьб у нас в области не так уж и много – по пальцам можно пересчитать. А храмов, многие из которых продолжают разрушаться, сотни! Среди них немало таких, что интересны и с архитектурной, и с исторической точки зрения. Кроме этого, у нас множество святых источников, что также очень интересно, поскольку у каждого есть своя история, своя легенда…
Легенды и чудеса
- А можно назвать несколько самых интересных объектов?
- Любимейшее моё место, можно сказать «жемчужина» Ульяновской области – храм Живоначальной Троицы близ села Пятино Инзенского района. Это совершенно фантастическое строение, которое вполне могло бы соперничать с Троицким собором в Симбирске. А из сохранившихся храмов XIX века – он самый грандиозный не только в нашей области, но на прилегающих к ней территориях. С ним связана история декабриста Ивана Анненкова и Полины Гебель, о судьбе которых писал Александр Дюма. Француженка влюбилась в русского офицера, и когда того осудили за участие в мятеже, отправилась за ним в Сибирь.
Незаслуженно забыто и другое место в Инзенском районе – село Сурский Острог, которое сейчас называется Первомайское. Там есть храм, построенный в 1917 году, где в советские времена был склад ядохимикатов. По пояс – стены «выедены» до кирпича, а выше – прекрасно сохранившаяся удивительная роспись, великолепные яркие фрески. Колокольню в своё время разобрали на кирпичи, купол наклонился так, что, кажется, вот-вот свалится, а краски сохранили первозданную свежесть и насыщенность. Разве не удивительно?
Это место вообще знаменито мистическими легендами. Там был построен первый острог Карсунской засечной черты. Недавно Сура размыла там кладбище первопоселенцев. Местные жители рассказывают о «каменном кургане», который сложили люди Стеньки Разина. Атаман отвёл туда свои ватаги после поражения под Симбирском, и местные жители рассказывают, что камни на курган таскали его казаки – в наказание за то, что не проявили достаточно отваги, чтобы победить. Слышал я и о том, что жители Первомайского несколько лет назад попытались заняться там кладоискательством, но из-под камней вылезли призраки. С тех пор местные туда не ходят… Ехали мы туда с фотографом Олегом Хлыновым, и у меня на лобовом стекле висел на цепочке медный литой крест. На подъезде к селу я услышал в машине жуткий хлопок, будто камень в стекло попал. Потом выяснилось, что половину креста разорвало в клочья. На обратном пути, на том же месте машина остановилась и дальше ехать «не захотела». Осмотрел днище, никаких повреждений не обнаружил. Потом автомобиль завёлся и поехал, как ни в чём не бывало…
На какие «шиши»…
- Наверное, были трудности не только мистического характера…
- Прежде всего, надо было объехать все эти храмы, сфотографировать, на месте изучить их историю. В справках Баженова – очень скудная информация, так что все подробности приходилось выяснять на месте – у местных краеведов, жителей сёл, где эти храмы расположены. Денег даже на бензин не хватало. Часто просто зазывал друзей съездить куда-нибудь отдохнуть, а заодно заехать в такое-то село. Весной, летом и осенью таким образом собирал материал, а долгими зимними вечерами систематизировал информацию, писал сами статьи. Нашлись друзья, которые помогли с редактированием текстов, с фотосъёмкой и обработкой фотографий, вёрсткой. Но потом возник главный вопрос: на какие «шиши» печатать книгу? Я надеялся на помощь местной епархии Русской Православной церкви, чиновников… Но дождался только устного одобрения своей инициативы. Например, директор областного ресурсного центра развития туризма и сервиса Сергей Лаковский обещал купить сотню экземпляров книги, но в итоге приобрёл только один… Столько же экземпляров планировало приобрести областное министерство культуры, но там вообще не взяли ни одного. На полиграфические расходы пришлось брать деньги взаймы у одного знакомого коммерсанта на условиях «отдашь, когда сможешь»… Но и продажей книг возникли проблемы. Многие из тех, кто соглашался брать её на реализацию, ставили условие: от пятидесяти до ста процентов накрутки. И цена становилась «заоблачной»… И многие просто не знают, что эта книга существует.
- И как ты решаешь финансовые проблемы?
- Грузил дрова, перевозил мебель, строил заборы в деревне зимой, заливал бетон – и большая часть заработанных денег уходили на поездки по области. В прошлом году Сергей Лаковский предложил мне разработать несколько туристических маршрутов, которые стали основой путеводителя по Ульяновской области, изданного тиражом в пятьсот экземпляров. На свой гонорар я купил приличный фотоаппарат, чтобы самостоятельно делать достаточно качественные снимки. Кстати, на базе этих маршрутов я предложил провести девятидневный автопробег. Но, поскольку информацию о нём начали распространять лишь за неделю до старта, участников было меньше, чем хотелось бы – команда «УАЗ-Патриот» и ещё пара машин. Но участники остались вполне довольны.
- И, тем не менее, ты не собираешься на этом останавливаться…
- Есть замысел выпустить ещё одну книгу – «100 красивейших мест Ульяновской области». Но сейчас возникают те же проблемы. К тому же, каждому природному объекту должно соответствовать определённое время года. Например, взять два озера в Барышском районе – Становое и Крячек. Становое надо видеть во время цветения лилий – оно буквально покрыто «ковром» из белых цветов. Крячек покрыт сплавниной – слоем поверхностного ила, который усыпан клюквой…
Планов - громадьё
- Каковы вообще перспективы развития туризма в Ульяновской области?
- Я уже разработал порядка пятидесяти маршрутов, рассчитанных на все времена года, кроме зимы. Некоторые из них уже испытаны на гостях из различных регионов России, и до сих пор мне приходят благожелательные отзывы. Есть предложения организовать новые поездки, причём не только из России, но и из Германии. Так что, у нас есть, чем заинтересовать людей.
Для того, чтобы развивать туризм, нужно не столько строить турбазы или «Усадьбы Колобка», сколько изучать туристический и экскурсионный потенциал области. А те, кто в областном правительстве занимается этим вопросом, как правило, понятия не имеют ни о чём, кроме того, что Ульяновск – родина Ленина. Совершенно незаслуженно у нас забыт байдарочный туризм, а ведь когда-то по Суре проходил всесоюзный маршрут, по которому ходили на байдарках школьники со всей страны. А ведь есть ещё реки Черемшан, Барыш, Свияга, Сызранка… В разработку реальных маршрутов, создание хоть какой-то базы данных местных достопримечательностей денег здесь никто не вкладывает. И если такая политика останется неизменной, то ожидать каких-то сдвигов просто глупо.
Начинать нужно с того, чтобы привить интерес к историческим и природным объектам нашего региона жителям самой Ульяновской области, особенно школьникам. Главное – сделать так, чтобы эти поездки, эти путешествия были не только интересны, но и недороги. В области масса интересных мест, но информации о них очень немного – даже в Интернете.
Два месяца назад я с помощью друзей создал сайт https://www.dimablondin.ru/, где уже есть информация о достопримечательностях области, разработанных мной маршрутах, местах, где можно просто отдохнуть. Сейчас там порядка трёхсот посещений ежедневно, а это значит, что людям всё это интересно…
Смотрите также:
- Ульяновский священник призвал любовью и благодушием побеждать врагов Церкви →
- Блоггер Стас Пигалев о секретах популизма: музей СССР и собственный берег →
- Владислав Ястребов: Музыка и религия – вещи одного порядка →