Шиковать не получается. Что происходит с ульяновской экономикой?

Экономика региона продолжает переживать нелёгкие времена. Иностранные инвесторы, на которых делалась ставка все последние годы, несмотря на предоставленные им привилегии, свернули или продолжают сворачивать свои производства - кто-то по идеологическим соображениям, кто-то - в силу непреодолимых преград, возникших из-за западных санкций. Серьезный удар получило автомобилестроение, да и в целом индекс промышленного производства идёт на спад... и это лишь то, что находится на поверхности.

   
   

Крутимся, как умеем

Как ни странно, но эти и другие не внушающие оптимизма явления идут рука об руку с регулярно обновляющими новостями о росте зарплат. Последние вдохновляющие цифры были озвучены 4 октября на заседании штаба по комплексному развитию региона.

«По последним статистическим данным - за июль 2022 года, средняя заработная плата в Ульяновской области сложилась в размере 40377 рублей, а по крупным и средним предприятиям - 44488 рублей», – сообщил министр экономического развития и промышленности региона Николай Зонтов.

Цифры, конечно, внушительные, но когда твой месячный заработок не дотягивает и до половины от указанной суммы, радости от этой статистики никакой. Не так давно автору этих строк довелось побеседовать с сотрудницей библиотеки одного из местных вузов. Призналась - зарабатывает 18 тысяч. Супруг, конечно, получает побольше, но в любом случае шиковать у семьи не получается.

Принято считать, что низкие зарплаты - удел работников бюджетной сферы. Не факт. Сотрудница одного из коммерческих банков (вот уж где, казалось бы, денег куры не клюют), чтобы оплатить обучение сына в колледже, в свободное от работы время занимается фрилансом - пишет рекламные тексты на заказ. Словом, кто как может, так и вертится.

Упало все!

Увы, но для власти куда важнее «среднее по больнице». Отсюда и удовлетворение от проделанной работы - мол, сумели адаптировать рынок труда к новым экономическим реалиям.

Доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления УлГУ Анатолий Лапин подобного оптимизма не разделяет.

   
   

«Упало все, - констатирует эксперт. - В январе 2022 года индекс выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики составлял +23%, в феврале - +12%, в мае-июне - уже минус 3 - 6%, в июле - минус 18%. Это сопоставимо с показателями кризисных девяностых. В июле-августе падение промышленного производства составило 27 и 30% соответственно. Это катастрофически много, это обвал! Объемы ввода жилья в августе падают на 50%, транспортная сфера проседает на 10 - 15%, розничная торговля - на 5%. В июле происходит резкое падение реальной заработной платы - на 10%. Такого не было очень давно. Да, номинальная заработная плата выросла на 4 - 5% и превысила 40 тысяч рублей, но надо понимать, что инфляция к этому моменту составила 15 - 16%, отсюда и разница - минус 10%. Номинальные зарплаты, номинальные доходы бюджета - всё это нужно приводить к реальным показателям, понимая, что покупательная способность рубля сегодня на 15-16% меньше, чем год назад. Грубо говоря, если ваша зарплата выросла на 5%, а цены взлетели на 15%, богаче вы от этого не стали».

По каким отраслям наблюдается падение? По очень и очень многим - производство текстильных изделий в августе этого года по сравнению с августом прошлого снизилось на 22%, химической продукции - на 20%, резиновых и пластмассовых изделий - на 35, электронных и оптических изделий - в три раза, автотранспортных средств - на треть, и т.д. Падение производства неминуемо влечёт за собой падение зарплат и дальнейшее усугубление кризиса, возникшего из-за санкционных мер и не только.

«Специфика ситуации заключается в том, что экономика Ульяновской области оказалась намного более уязвимой перед кризисом, чем экономика страны в целом, - продолжает эксперт. - Не очень понятно, с чем связан такой спад производства. Конечно, отчасти он вызван тем, что на предыдущем этапе крен был сделан в сторону привлечения иностранных инвестиций, но ведь и политика, которая проводится в настоящее время, особого позитивного эффекта не даёт».

Кстати

По данным руководителя регионального агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Егора Иванова, свободных вакансий на рынке труда не просто хватает - их в 8,5 раз больше, чем безработных. Для сравнения - в ПФО на одного безработного приходится в среднем 5 вакансий, в России - 3,9. С января по сентябрь работодатели региона заявили о почти 62 тысячах вакансиях, 49 тысяч из них (78%) – по рабочим специальностям. Средняя зарплата по рабочим профессиям составила 29 352 рубля, по профессиям служащих – 27 656 рублей.