Традиционно так называют науку о взаимодействии организмов друг с другом и с окружающей средой. Однако сегодня слово «экология» практически является синонимом слова «жизнь». Какую воду мы пьем, что за воздух вдыхаем, как обстоят дела с вывозом и утилизацией бытовых отходов в нашем городе? Эти и другие вопросы обсуждали на «круглом столе»:
- Константин Зонов, председатель комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области
- Дмитрий Фёдоров, директор департамента недро-водопользования и экологии Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области
- Владимир Прокопенко, директор департамента административно-технического надзора Ульяновской области
- Андрей Беркутов, директор филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Ульяновской области» ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО»
- Борис Капков, начальник отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора по Ульяновской области
- Александр Курашов, начальник отдела надзора за водными и земельными ресурсами, контроля ООПТ, по контролю и надзору в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Ульяновской области
- Данил Урдин, заместитель председателя комитета экологии и жилищно-коммунального хозяйства мэрии Ульяновска
- Александр Кузьмин, глава администрации Заволжского района Ульяновска
- Артём Козлов, экономист ООО «Полигон»
- Алексей Воронцов, директор ООО «ПромУтилизация»
- Александр Фомин, директор Технопарка УлГУ
- Александр Гришин, заместитель директора научно-исследовательского технологического института УлГУ
- Дмитрий Фатьянов, коммерческий директор ООО «Центр экологических технологий»
Необходим производственный контроль
Андрей Беркутов:
- Центр лабораторного анализа и технических измерений по Ульяновской области осуществляет информационно-аналитическое обеспечение государственного экологического контроля. Результаты анализов часто неутешительны: по многим показателям область занимает далеко не лучшие места. В 2009 году по сравнению с 2008-м выбросы сократились, но причина скорее всего чисто экономическая – спад производства. Что касается состояния речной воды – это большая проблема, которая на территории области сегодня практически не решается.
Многочисленные предприятия в районах сбрасывают загрязняющие вещества без всякой очистки прямо в реки. В последнее время прокуратура выявляет достаточно много подобных нарушений. Яркий пример – самовольно построенный гальванический цех на берегу речушки, чьи отходы самотеком текут в речку… Нормативы выбросов и сбросов часто превышают даже те предприятия, которые имеют очистные сооружения! Очистные сооружения не модернизируются и не ремонтируются. Из года в год их состояние не улучшается. В Ульяновской области нет практически ни одного предприятия, у которого бы не было превышения. Мы фиксируем нарушение и передаем информацию в Росприроднадзор и Госэкоконтроль. Кроме государственного контроля, наша организация осуществляет производственный лабораторный контроль, определение класса опасности отходов и другие виды работ. В рамках производственного контроля наша задача – указать на возможные проблемы в технологии предприятия, которые приводят к превышениям нормативов. Таким образом, появляется возможность оперативно их исправить и избежать штрафов.
Борис Капков:
- Росприроднадзор применяет меры экономического воздействия. Законом предусмотрена плата за все виды негативного воздействия на окружающую среду. Когда поступает информация от ЦЛАТИ, она используется при определении размера платы. К сожалению, ставки очень низкие, и для предприятий подобные суммы не чувствительны. Ситуация такова, что промышленникам выгоднее заплатить, чем ликвидировать загрязнение. Сейчас данный вопрос обсуждается на уровне министерства природных ресурсов и экологии РФ. Необходимо значительно увеличить меры экономического воздействия, предусмотренные законодательством, размеры выплат, чтобы они работали, чтобы предприятию было выгодно работать чисто, а не грязно!
Такой водой машину мыть страшно!
Александр Гришин:
- Сегодня люди стремятся уйти подальше от «грязных городов». Они строят дома за городом, бурят скважины. Стараясь сэкономить, не обращаются в специализированные организации, а пользуются услугами шабашников. И вот из кранов поступает вода. Эту воду пьют, ей стирают... И лишь потом приносят на анализ. Анализы, как правило, показывают повышенное содержание вредных веществ, ведь источники загрязнения могут быть удаленными. В этом случае необходимо устанавливать локальные системы очистки, которые позволили бы довести воду хотя бы до СанПиНа. К нам обращаются и частники, и предприятия, которые хотят строить заводы по розливу воды из скважин и родников. Нужно также обеспечивать и коммерческий сектор – тех, кто занимается непосредственно вывозом отходов. Сегодня системы подготовки становятся доступными: есть локальные установки, способные минимизировать негативные воздействия на скважины и колодцы.
В связи с этим Ульяновский государственный университет начал цикл встреч с предприятиями Ульяновска. Мы будем разъяснять вопросы аналитики, измерения. Кроме того, проводится большая работа, чтобы запустить на базе нашей лаборатории систему биотестирования, чтобы быстро проводить анализы отходов пятого класса опасности.
Данил Урдин:
- Хочу напомнить, что вывоз отходов пятого класса опасности не лицензируется. Всего, по данным Ростехнадзора, на рынке Ульяновска представлены 15 организаций, которые занимаются сбором и вывозом твердых бытовых отходов, а некоторые из них и утилизацией.
Генеральная схема вывоза мусора была разработана на основе градостроительного кодекса и утверждена главой Ульяновска 27 марта 2009 года как один из элементов генплана Ульяновска. Но данный документ сейчас требует доработки, поскольку отражает срез ситуации 2008 года. В схеме нет новых территорий, которые она могла бы охватить, нет потребности в очистных сооружениях, в контейнерных площадках в качестве элемента по сбору отходов. Сегодня мы пытаемся заложить средства для доработки данного документа на следующий год.
Константин Зонов:
- Большинство объектов по размещению отходов в области не лицензировано и не санкционировано. С 2008 года этот вопрос начал решаться кардинально. Чёткую установку на борьбу с несанкционированными свалками на территории региона дал губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Напоминаю, что согласно действующему законодательству, организация сбора, вывоза и утилизации отходов - это вопрос муниципальных образований. Летом текущего года комитетом Госэкоконтроля совместно с природоохранной прокуратурой и министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области были проведены рейды по муниципальным образованиям Ульяновской области. В результате на территории 43 поселений выявлено около 120 несанкционированных свалок. По всем выявленным свалкам составлены соответствующие акты и направлены иски в суды. Государственными инспекторами Госэкоконтроля по данным комиссионным выездам на настоящий момент вынесены более 40 постановлений по ст. 8.2 КоАП РФ с наложением административного штрафа на руководителей муниципалитетов, - в размере десяти тысяч рублей каждый, и два иска на юридических лиц – по сто тысяч. Все выявленные свалки решениями судов предписано ликвидировать. В настоящее время в рамках областной целевой программы существует проект по строительству полигонов в муниципальных образованиях области. Этот вопрос контролируется минприроды области. Необходимо помнить, что существующие несанкционированные свалки могут негативно влиять на источники водоснабжения.
Проблема несанкционированных свалок
Дмитрий Фатьянов:
- Наше предприятие является одним из основных перевозчиков правобережной части Ульяновска. Автопарк насчитывает более 50 единиц современной спецтехники. Единственный в Ульяновской области мусоросотировочный комплекс перерабатывает 150 тонн отходов в месяц с получением вторичного сырья. ЦЭТ не только вывозит мусор, но и занимается очисткой обслуживаемой территории, за свой счёт ликвидирует несанкционированные свалки. Основная проблема, в том, что некоторые организации и жители частного сектора не хотят оплачивать удаление своих отходов. Они образуют свалки в городе и переполняют не рассчитанные на них контейнеры. Несанкционированные свалки носят рецессивный характер, появляясь на одних и тех же местах. Отдел по работе с частным сектором «ЦЭТ» проводит сезонный мониторинг территории, организует подомовые обходы, ведет единую базу данных всех жителей частного сектора, участвует в совместных рейдах с участковыми и администрациями районов. Штрафы за отсутствие договоров на вывоз и утилизацию мусора немалые. Минимальный размер составляет три тысячи рублей. Уже сотни граждан нашего города были оштрафованы. К сожалению, большинство ещё ждут, когда и до них дойдет очередь.
Дмитрий Фёдоров:
- В этом году проводится ликвидация несанкционированных свалок по Ульяновску и области. На начало 2010 года в области было свыше 600 несанкционированных свалок. К 1 октября их осталась только половина. Межведомственная экологическая контрольная комиссия проверила 16 муниципальных образований и свыше 40 сельских и городских поселений. Свалки были ликвидированы, а отходы вывезены на одну или две крупные районные свалки, которым предстоит в ближайшем будущем обрести статус полигонов.
Сегодня за счёт средств муниципальных бюджетов разрабатывается проектно-сметная документация. Шесть муниципальных образований на сегодняшний день эту документацию подготовили и отправили на государственную экспертизу.
В областном бюджете в рамках реализации областной целевой программы «Охрана окружающей среды» на 2011 год предусматриваются средства на строительство первой очереди муниципальных полигонов. Происходит оптимизация количества районных мест размещения отходов исходя из расчета объёма образующихся отходов. 26 объектов размещения отходов – на сегодняшний день оптимальный вариант для региона.
Проблема несанкционированных свалок кроется, прежде всего, в низкой экологической культуре населения региона и руководителей ряда предприятий. К сожалению, предмет «экология» был исключён из перечня образовательных стандартов ещё в 2004 году, и до сих пор он не восстановлен. В регионе существуют предпосылки для реализации экологического образования и воспитания. Была реализована областная целевая программа «Экологическое образование населения Ульяновской области на 2002 – 2005 годы». В утверждённой областной целевой программе по охране окружающей среды региона присутствует раздел «Экологическое образование и воспитание населения Ульяновской области» Но в связи с отсутствием региональных полномочий, он не работает и нет правовых оснований для выделения средств. В 2009 году нам удалось убедить руководство в необходимости участия в экологическом образовании и воспитании. Выпустили два видеоролика, посвященных проблеме образования мусора в городе и загрязнению водоемов. Когда закончился оплаченный трафик, ролики перестали показывать, хотя было много звонков от жителей области и положительных отзывов.
Полигон по всем правилам
Артём Козлов:
- Полигон утилизации твердых бытовых отходов ООО «Полигон» находится на левом берегу Волги, в районе Красного Яра. Как и многие крупнейшие европейские полигоны, он построен по принципу курганов. тот же Стокгольмский полигон стоит на отходах, которые собираются с 60-х годов. А на самом старом полигоне под Парижем построен горнолыжный курорт. Отходы полностью закрыты в саркофаг, сверху положены инертные материалы, отсыпан чернозем, поставлены подъемники, зимой там люди катаются на лыжах. Красноярский полигон построен с соблюдением всех требований и норм: сначала был положен слой гидроизоляции, потом пересыпка, потом еще слой гидроизоляции – словом, всё согласно технологии.
Для обеспечения гидроизоляции на полигоне применяется специальная пленка. Для её укладки мы приглашали организацию, которая имеет специальный сертификат. Специалисты сваривали пленку, устанавливали гидроизоляционный экран. Кстати, такая плёнка отличается особой эластичностью. Коэффициент растяжения плёнки – несколько сотен единиц. Мы регулярно отслеживаем ситуацию по состоянию окружающей среды.
Александр Кузьмин:
- Вопрос раздельного сбора мусора сегодня стоит довольно остро. Здесь нужна экономическая целесообразность.
Каждый вид отходов должен отдельно перерабатываться. В
зарубежных странах, например, частные фирмы перерабатывают отдельные отходы на отдельных полигонах. Мы у себя могли бы это тоже наладить. Нужны технологии и
рынок сбыта. Надеюсь, на следующий год мы сможем
это реализовать в Заволжском районе. Сейчас прорабатывается вопрос по открытию дополнительных пунктов сбора пластиковых бутылок и бумаги. Предприятия готовы принимать отходы по рублю плюс затраты на аренду. Мы планируем оказать муниципальную поддержку предприятиям, освободив их от арендной платы, а также открыть дополнительные пункты в местах скопления пластика и бумаги.
В США экологическое воспитание осуществляется с детского сада. Детям объясняют, из какого мусора что можно сделать. И дети дома рассказывают об этом родителям. Для родителей такой вид «агитации» сильнее, чем любой другой. По крайней мере, они уже стараются не бросать мусор.
Ртуть на свалках
Алексей Воронцов :
- Президент РФ в 2009 году подписал закон об энергоэффективности и с 2011 года граждане обязаны покупать энергосберегающие лампы, по сути те же самые люминесцентные, содержащие люминофор, обогащенный ртутью - чрезвычайно опасное вещество 1 класса опасности.
Из-за отсутствия централизованной сети сбора отработанные лампы выбрасываются вместе с обычным мусором и попадают на свалку, что недопустимо.
Проблема ртути на свалке выносилась на круглый стол, но принятых мер нет. Решение состоит из 2 частей:
1. Организация сбора ртутьсодержащих отходов от населения
Управляющие компании должны изыскать средства для организации сбора и утилизации ламп от населения, организовав места хранения отработанных ламп.
Включить залоговую стоимость утилизации в цену лампы, чтобы при покупке новой старую можно было сдать в магазин и получить скидку. Сегодня в силах нашей компании поставить бесплатно спецтару в магазины, помочь организовать места временного хранения для последующей утилизации.
2. Утилизация отходов
Наша компания располагает технологией утилизации ртутьсодержащих отходов.
Пока мы не решим этот вопрос, я обеспокоен не столько как представитель компании, а просто как житель города.
Александр Курашов:
- Мы осуществляем федеральный экологический контроль в части отходов. В городе очень дорогая земля. И каждый земельный участок имеет своего собственника.
Собственниками отходов являются жители. Отходы находятся не в подвешенном состоянии, а на конкретных земельных участках. Действующим законодательством принята методика расчета ущерба почвам. В методике есть пункт: размещение отходов, загрязнение почв. Сумма возмещения значительная. Предъявлять это требование может только собственник земельного участка. Следовательно, нужно найти тех, кто сваливает мусор, и предъявить ущерб. Определить нарушителя очень просто: можно записать номер машины и сообщить в комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области. Необходимо ввести в систему применение взыскания ущерба почвам. Сначала добровольно, потом – через суд. Конкретно по почвам такая практика существует.
Справка «АиФ»:
Заключены договоры на вывоз твердых бытовых отходов в Правобережной части Ульяновска:
Засвияжский район – 52%
Ленинский район – 30%
Не более 15% жителей частного сектора, которые заключили договор на вывоз ТБО, оплачивают его.
Смотрите также:
- Граждане отчаялись обращаться к экологам: грязный снег валят, где придётся →
- В Ульяновске в Год экологии отменили схему обращения с отходами →
- Чей лес в городе? →