Симбирский храм Солнца

Симбирская городская электростанция первой четверти ХХ века © / Из архива МУП УльГЭС / АиФ

В начале XX века Симбирск был обычным провинциальным городом, где только начинали осваивать новые технологии, в том числе по массовому использованию электроэнергии.

   
   

Симбирск без электричества

В 1861  году  в Симбирске   было  302  фонаря,  которыми  освещались  только   четыре   наиболее  благоустроенные улицы: Большая Саратовская, Дворцовая, Московская и Покровская,  а также Карамзинская площадь и Петропавловский  спуск.  Для  заправки  фонарей употребляли так называемое  сурепное  масло. В 1853  году масло заменили  спиртоскипидарной  смесью,  а  чуть позже керосином.  В связи с необходимостью поддержания оборудования в должном виде Симбирская Городская Дума устроила торги на право заниматься освещением города в течение 3 лет. Получивший подряд обязан был следить за  исправностью  фонарей, ламп, горелок, стёкол, а также за целостностью столбов. В это время во многих  городах уже использовали газовое освещение, на которое требовалось большое количество бюджетных средств. Для симбирской казны необходимая сумма оказалась неподъёмной ношей, и модернизацию решили отложить. Тем не менее в 1825 году известный купец К. Юргенс на собственные деньги приобретает керосиновый двигатель, чтобы устроить электрическое освещение своих магазинов.  После этого на заседании Симбирской Городской Думы был поднят вопрос об организации повсеместного электрического городского освещения, который  остался без ответа  ввиду отсутствия бюджетных средств.

Двигатель прогресса Афанасьев

Активные изменения начались с 1900-го года, когда председателем городской управы был избран Леонид Афанасьев. Проект переустройства городского водопровода и строительства электростанции привлёк внимание властей, и на его реализацию выделили средства.

«После долгого обсуждения по предложению городского инженера В.И. Воронцова-Вельяминова в проект Бромлея было внесено изменение, связанное с переносом электростанции ближе к городу, чтобы пользоваться её энергией и для освещения Симбирска».

В результате строительством в Симбирске заинтересовались не только российские, но и зарубежные фирмы – поставщики дизельных двигателей. Кроме завода «В.Г. Столль и К», заказ на поставку двигателя получил также Аугсбергский завод из Нюрнберга.  В поставке и монтаже оборудования принимали участие фирмы «Эриксон» (воздушная сеть), «Сименс и Гальске» (трансформаторы), завод «Вейзе и Монский» (насосы для промывки фильтров) и Русское общество «Шуккерт и К» (генераторы). По итогам вместо планируемых 40 тысяч рублей  строительство и оборудование станции обошлись  в  350 тысяч, а это, по тем временам, была 1/3 городского бюджета.

Дом, где рождается свет

Пока специальная комиссия, возглавляемая самим Афанасьевым, занималась контролем заказов оборудования на стороне, утверждала должности и оклады, на Александровской площади под руководством городского архитектора Ф.Е. Вольсова строилось двухэтажное здание, фасадом выходящее на Солдатскую улицу.

«При создании художественного образа сооружения Вольсов обратился к храмовому зодчеству Древнего Египта. Так, расположенные перед фасадом обелиски напоминают о храмах Солнца в Карнаке и Луксоре… Боковая двухэтажная часть служит одновременно переходным звеном к одноэтажному машинному залу и имеет определенное смысловое значение. Крупный арочный проём с трёхчастным делением ассоциируется с изображением восхода солнца, что соответствует идее сооружения», - писал Борис   Аржанцев в своей книге  «Архитектурно–исторические образы Симбирска».

   
   

Одновременно с основным зданием электростанции в разных районах города строились и оснащались оборудованием 25 трансформаторных будок. Вскоре после начала возведения здания вышел закон о закрытии торговли на Александровской площади в связи с тем, что «близкое соседство торговых лавочек не будет гармонировать с грандиозностью городского сооружения» (из протокола заседания Симбирской Городской Думы, 1911 год).

Несмотря на все сложности и затраты, открытие и освещение электростанции состоялось 1 января 1913 года:

«Эффектным светом озарился беломраморный щит, а через несколько секунд по громадному белому залу разлилось море света. Зал разразился овациями, загремел хор трубачей, понеслись поздравления. Зал наполнился торжественным шумом. Среди звонов бокалов шампанского, среди шума поздравлений не слышно было хода громадных машин», - писали в газете «Симбирянин»  2 января 1913 года.

Симбирская городская электростанция, машинный зал. Фото: АиФ/ Из архива МУП УльГЭС

Будни «Водосвета» и война

После столь торжественного открытия и ажиотажа среди желающих посетить новое учреждение начались трудовые будни симбирской электростанции. Управа выпустила специальную брошюру «Правила пользования электрической энергией Симбирской городской электрической станции», разделы которой посвящались порядку эксплуатации и взаимоотношениям поставщика и потребителя энергии. Был утвержден тариф для отпуска электроэнергии абонентам: 25 копеек за киловатт-час для освещения. Горожанам пришлось привыкать к тому, что свет даётся строго по часам: с 16:00 до 7:00 утра. Через некоторое время стало понятно, что мощность станции выше, чем ожидалось. Тогда городской инженер В. Воронцов–Вельяминов предложил использовать остаток электроэнергии в сугубо коммерческих целях: проводить электричество в казённые учреждения, кинематографы и магазины. Благодаря активности желающих провести освещение в свои дома уже к осени 1913 года количество электрических лампочек в Симбирске выросло в 3 раза, достигнув 12 тысяч. В 1914 их стало уже 16 тысяч. Было принято решение об установке третьего дизель–мотора, которое отложили в связи с началом Первой мировой войны.

В декабре 1917 года Советская власть в Симбирске была окончательно установлена, Симбирский Совет взял на себя осуществление функций контроля над всеми промышленными, транспортными и торговыми предприятиями. Перемены коснулись и электростанции, которая была объединена с водопроводом в одно предприятие «Водосвет». Тем не менее была построена ещё одна электростанция на территории строящегося патронного завода. Проблема нехватки топлива привела к мощному энергетическому кризису, отрезав молодую республику от основных топливных баз. В связи с этим Симбирский Совет народного хозяйства выпустил постановление о сокращении потребления электрической энергии  в Симбирске.

Несколько оправившись после Первой мировой войны, наша страна вступила во Вторую. Из прифронтовой полосы в Ульяновск эвакуировались 15 промышленных предприятий, от которых требовалось запустить свои производства в самые кратчайшие сроки. Без обеспечения электроэнергией это не представлялось возможным, и вся ответственность за столь важное дело легла на УльГЭС. Помимо нехватки ресурсов, остро встал кадровый вопрос. Сначала штат пополнялся за счёт выпускников училищ, которые вскоре после начала работы уходили на фронт, а позднее даже за счёт 13-16 летних подростков. Тем не менее испытание прошли достойно и к концу войны многие работники предприятия получили награды «За доблестный труд». 

УльГЭС­:   стабильность и надежность

Ульяновская городская электросеть - это современная, динамично развивающаяся  структура. 49 распределительных пунктов, 827 трансформаторных подстанций, 594 км воздушных и 2143 км кабельных линий электропередач, 174 ед. автотранспортной техники, 6 производственных баз - такой сложный технологический комплект включает в себя предприятие.

Оперативно-диспетчерская служба - сердце предприятия. Фото: АиФ/ Из архива МУП УльГЭС

- Мы работаем в рамках программ модернизации - говорит директор Алимжан Абубекяров. - Это позволяет  внедрять более современное оборудование.

Цифры
100 000 потребителей сегодня пользуются услугами УльГЭС
К примеру, проект  оперативно-диспетчерской службы  с видеомониторингом, дистанционным контролем работы   оборудования и электропотребления.  Отсюда в круглосуточном режиме в объёме города осуществляется  процесс по передаче электроэнергии, контролируется состояние электрических сетей, местонахождение спецмашин и специалистов, охрана производственных баз. Всё отображается на панорамном электронном  экране в режиме реального времени с привязкой к местности.  Дежурят диспетчер и  помощник - всего два человека гарантированно обеспечивают целый город  электричеством! Практически ОДС стала «центром управления полетами», сердцем   предприятия!

За предоставление качественных и своевременных услуг по передаче, распределению и доведению электрической энергии до потребителя предприятие стало победителем  Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» в 2014 году, а его директор удостоен знака «Отличник качества».

- Эти достижения стали результатом общей сплочённой и ответственной работы всего коллектива - отметил директор МУП «Ульгэс» Алимжан Абубекяров.

*Реклама

 

Смотрите также: