С известного далеко за пределами России Ульяновского автомобильного завода началась история города Ульяновскакак крупного промышленного центра России. За свою 72-летнюю историю завод стал легендарным производителем русских внедорожникови автомобилей повышенной проходимости.
Начало положено войной
Отправной точкой истории УАЗа можно считать июль 1941 года. Тогда, буквально через месяц после начала Великой Отечественной войны Государственный Комитет Обороны СССР принял решение об эвакуации из Москвы автомобильного завода имени Сталина. Вскоре значительная часть коллектива Московского автозавода вместе с оборудованием эвакуировалась в Ульяновск.
Первой продукцией, которую начал выпускать завод на новом месте уже к началу 1942 года, были вовсе не автомобили,а боеприпасы - авиационные снаряды.
Но в феврале здесь была начата стендовая сборка автомобилей ЗИС-5для фронта. К маю было собрано пять первых автомобилей, а ещё через два месяца темпы сборки достигли 20-30 машин в сутки. А уже в мае 1943 года был выпущен опытный образец дизельного 3,5-тонного грузовика УльЗИС-253 - первого автомобиля, разработанного конструкторами Ульяновского автозавода под руководством Бориса ШАПОШНИКА. Эта машина по экономичности двигателя и динамическим качествам не уступала американскому «Студебеккеру», но осваивать его серийное производство не позволило военное время.
22 июня 1943 года ГКО принял решение о строительстве в Ульяновске автомобильного завода на нынешнем месте, и тогда горисполком выделил под строительствоименно ту территорию, где и сейчас располагаются основные корпуса.
Линейка УАЗа началась с «козлика»
Когда закончилась война, потребность в продукции завода только возросла, поскольку грузовые автомобили были необходимыдля восстановления народного хозяйства. 26 октября 1947 года с главного конвейера сошел первый полуторатонный грузовик ГАЗ-АА, а 13 марта 1949 года завод выпустил десятитысячный грузовик.
В августе 1948 года директором Ульяновского автозавода был назначен Иван ЛОСКУТОВ, до этого работавший директором «ГАЗа». Под его руководством велось строительство основных заводских корпусов: кузницы, прессового цеха, корпуса главного конвейера, на заводе были открыты автоматный цех, цех шасси, деревотделочное производство.
Летом 1955 года автомобильному заводу было поручено освоить выпуск автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69. Эта машина была создана горьковскими конструкторами во главе с Георгием ВАССЕРМАНОМ, и стала легендарной ещё до запуска в массовое производство. После государственных испытаний в 1951 году машина произвела такое сильное впечатление, что киноролик о новом внедорожнике решили показать Сталину. И во время этой демонстрации в кинопроекторе перегорела лампочка. Члены Политбюро по очереди стали поносить «сапожника». Но Сталин остался невозмутимым и одобрительно высказался о машине.
ГАЗ-69 нашёл широкое применение в Советской армии и во многих отраслях народного хозяйства. Он работал во всех климатических зонах страны.
За свою надежность и простоту в эксплуатации легендарный «козлик» завоевывал большую известность в стране, а в 1956 году вышел на мировой рынок.
Он же стал основой для малотоннажного грузовика УАЗ-450Д, «санитарки» УАЗ-450А и их последующих модификаций.
В августе 1966 года, в преддверии празднования 25-летнего юбилея завода, Указом Президиума Верховного Совета СССР за досрочное выполнение семилетнего плана, успешное внедрение новой техники и передовой технологии завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Тогда же автомобиль УАЗ - 452Д за высокий научно-технический уровень, оригинальность решения, экономичность в изготовлении и эксплуатации награждён Золотой медалью ВДНХ.
Время рекордов
В январе 1967 года директором завода стал Иван МАСЛОВ, и тогда же министерство автомобильной промышленности и Госплан СССР утвердили проектное задание по реконструкции и расширению завода. Этим же заданием предусматривалось увеличить выпуск автомобилей в 3,5 раза и приступить к производству новых моделей.
Разработка легкового автомобиля, который должен был прийти на смену ГАЗ-69, велась ещё с 1959 года, Однако создать машину, которая превзошла бы «козлика», было непросто. Только через шесть лет, после тщательной работы конструкторов над кабиной, подвеской, мостами, были проведены контрольные испытания УАЗ-469.
Первые серийные УАЗ-469 (которые также называли «козлик») сошли с конвейера 15 декабря 1972 года, причём, впервые в истории отечественного машиностроения на новую модель удалось перейти без остановки конвейера.
В феврале 1976 года за успешное освоение выпуска автомобилей новых моделей завод был награждён вторым орденом Трудового Красного Знамени.
А УАЗ-469 поднялся на высоту 4200 метров на Эльбрусе, и потребовалось ему на это, с учётом остановок, всего 37 минут. Этот рекорд не побит до сих пор, и лишь в 1997 году на ту же вершину поднялся «Лендровер», но самостоятельно не смог спуститься вниз, так и оставшись на склонах горы грудой ржавого металла.
Внедорожник УАЗ-469 прошел испытание пустыней, в 1975 году он первым из машин своего класса принял участие в пробеге по пустыне Сахара,а в 1979 году – по пустыне Кара-Кум. Этому же вездеходу принадлежит мировой рекорд вместительности – 32 человека.
Миллион машин
18 февраля 1974 года с конвейера завода сошел миллионный автомобиль - УАЗ-452. Через три года этой модели был присвоен государственный Знак качества.
Конструкторская школа предприятия ведет свое начало с далеких сороковых годов, кроме серийных моделей УАЗ, ставших визитной карточкой предприятия,существует множество экспериментальных разработок: снегоходный автомобиль и болотоход, электромобиль и другие модели,которым не суждено было получить путевку в жизнь и они навсегда остались лишь планами или музейными экспонатами.
Одной из таких разработок стал автомобиль-амфибия «Ягуар».
В конце 70-х годов автозавод получил заказ Министерства Обороны СССР на создание автомобиля, способного преодолевать водные препятствия с экипажем в полной боевой выкладке. Передовая группа конструкторов во главе с главным конструктором завода Львом СТАРЦЕВЫМ приступила к разработке машины, аналогов которой не было нигде в мире. В 1980 году на базе одной из самых массовых военных моделей УАЗ-469 были подготовлены два ходовых макета. В этом же году военные амфибии успешно прошли обкатку в высокогорьях Памира, Астраханской жаре и холоде Арктики. УАЗ-3907-Ягуар самостоятельно преодолел водный путь по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно.
Среди заказчиков автозавода был и Комитет Госбезопасности СССР. По договору с этим ведомством во второй половине 80-х для пограничников была разработана и испытана модификация УАЗ-39071 «Баклан», на котором были установлены шесть пар лыж, радиолокационная станция, радиостанции и ручной пулемет.
Модельный ряд «УАЗа» постоянно развивается. С 2003 года на смену старому УАЗ-3151 пришёл новый внедорожник UAZ-Hunter («охотник»). За период с 2003 по 2010 годы поставлены на производство новые модели автомобилей марки УАЗ: УАЗ Patriot, UAZ Hunter, UAZ Pickup, UAZ Cargo.
В августе 2005 года был запущен в производство принципиально новый комфортабельный внедорожник - UAZ Patriot.
Благодарные поклонники этого автомобиля в мае 2005 года водрузили флаг Ульяновского автомобильного завода на самом высоком в мире действующем вулкане Котопакси в Эквадоре, высота которого составляет 6 300 метров над уровнем океана.
ОАО «УАЗ» входит в состав автомобильного холдинга SOLLERS, объединяющий предприятия, на производственных площадях которых выпускается продукция известных мировых брендов: УАЗ, ISUZU, SsangYong и Fiat. Слоган предприятия: «УАЗ – Природа Движения» («UAZ – Natural Drive»).
Компания СОЛЛЕРС за 10 месяцев 2013 года продала 78 405 автомобилей всех автомобильных брендов группы.
На правах рекламы.
Смотрите также:
- На ульяновском авиастроительном заводе изготовлена первая партия образцов хвостового оперения для самолета нового поколения МС-21 →
- Колёса и крылья. Потенциал Ульяновской области оценили по заслугам →
- К Терминатору на велосипеде? →