Уже с 885 года в русских летописях появляются слова: «послал сказать», «послал весть». Несомненно, ранняя система передачи сообщений далека от почты в современном смысле слова, но она по-прежнему остается доступной там, где отказывают другие средства связи.
Впервые в губернии
Наиболее ранее упоминание о прохождении почты по территории впоследствии занимаемой Симбирской губернией относится к 1642 году. В «Сборнике исторических и статистических материалов о Симбирской губернии» (Симбирск, 1868 г.) в договоре между мордовскими деревнями Печевель и Аловою упоминаются «ямские деньги», которые брались с деревень, стоящих на почтовом тракте. Симбирск долгое время не имел ямской службы.
27 декабря 1780 года было учреждено Симбирское наместничество. К этому времени относится и установление регулярной почтовой связи на его территории. Немногим позже реформа почтового управления привела к тому, что Симбирская почтовая контора стала подчиняться Московскому почтамту. С тех пор жителям стало доступно прямое почтовое сообщение между городами: «Я очень рад, что почта учреждена прямо в Симбирск, и что мы скорее можем получать письма друг от друга», - писал Николай Карамзин брату Василию.
Пушкин о Симбирской почте
Совершая поездку по Поволжью и Уралу, А.С. Пушкин собирал материал для «Истории Пугачева». В Симбирске, наслушавшись чьего-то совета, помчался он по открытому с 5 июня 1833 года с частотой один раз в неделю почтовому маршруту для экстра-почты между Санкт-Петербургом и Оренбургом. Из Сенгилея («третья станция») он вернулся в Симбирск, о чем пишет жене в письме от 14 сентября 1833 года:
«Опять я в Симбирске. Третьего дня, выехав ночью, отправился я к Оренбургу. Только выехал на большую дорогу, заяц перебежал мне ее. Черт его побери, дорого бы дал я, чтоб его затравить. На третьей станции стали закладывать мне лошадей – гляжу, нет ямщиков – один слеп, другой пьян и спрятался. Пошумев изо всей мочи, решился я возвратиться и ехать другой дорогой; по этой на станциях везде по шесть лошадей, а почта ходит четыре раза в неделю. Повезли меня обратно – я заснул – просыпаюсь утром - что же? Не отъехал я и пяти верст. Гора – лошади не везут – около меня человек 20 мужиков. Черт знает, как бог помог – наконец взъехали мы, и я воротился в Симбирск. Дорого бы дал я, чтоб быть борзой собакой: уж этого зайца я бы отыскал. Теперь еду опять другим трактом. Авось без приключений» (А.С, Пушкин, Собрание сочинений в 10 томах, издание «Правда», т.10, с 99)
«Блуждающая» контора
Симбирский почтамт за свою долгую историю сменил немало адресов. Изначально он располагался в каменном двухэтажном здании, стоявшем на месте современного драмтеатра. Но, в силу обветшания, контору было решено перевести в нанятый временно дом купца Сапожникова, из которого вскоре пришлось съехать. В 1858 году почтамт переместился в дом Ивана Мясникова, который хозяин преподнес в дар дворянству. 6 лет почта находилась на новом месте, ровно до того момента, когда во время сильнейшего пожара 1864 года здание не было уничтожено бушующей стихией.
Затем ещё четыре адреса сменила Симбирская почтово-телеграфная контора (именно так она теперь именовалась) до обретения постоянного адреса. Это были арендованные дома купцов Беляева, Кутенина и Татариновой, а также переоборудованный под контору дом, находящийся на углу улиц Московской (ул. Ленина) и Большой Саратовской (ул. Гончарова). Но и это помещение со временем стало тесным и не помещало всех служб, коих уже стало три: почтовая контора, телеграф и телефонная станция. Лишь в 1931 году почта обрела свою постоянную «прописку» по улице Гончарова, дом 9/62.
Революционная ситуация
История создания городской почты в Симбирске ведётся с 1871 года, когда на основании предписания почтового департамента предполагалось «установить в губернских и областных городах, где в том встречается надобность, городские почты, не увеличивая нынешний состав служащих». Для начала был организован сбор корреспонденции по городу. Кроме почтового ящика при губернской почтовой конторе было установлено ещё шесть, корреспонденция из которых вынималась ежедневно в 11 часов утра, после чего собиралась в почтовой конторе, сортировалась и разносилась по городу вместе с иногородними письмами. Особых письмоносцев не было: «правильная доставка корреспонденции лежит на ответственности помощника управляющего, который, получая содержание по своей должности, собственно за городскую почту ничего не получает». Результатом стала недоставленная корреспонденция и возмущения горожан по этому поводу.
За почтой – в аптеку
Для борьбы со сложившейся ситуацией было принято решение перенять опыт Казанского почтово-телеграфного округа, организовавшего продажу почтовых марок и прием от населения заказной корреспонденции в аптекарских магазинах. В те времена большую часть оборота аптекарских магазинов составляли товары, не имеющие прямого отношения к лечению: парфюмерия, бинокли, зажигалки, электрические звонки и карманные фонари, термосы, альбомы и…почтовые услуги в соответствии с новым законом. Два раза в день специально направляемые почтальоны забирали и доставляли в почтовую контору принятые в магазинах заказные отправления. Для этого в магазине имелось по две подавательские книги, одна из которых забиралась вместе с корреспонденцией, другая оставалась для дальнейшего приема писем.
Первым делом – «Самолеты»
С 1900 года стало функционировать почтовое отделение на железнодорожном вокзале, где проводились операции по продаже знаков оплаты почтовой корреспонденции, а также приему и выдаче простой письменной корреспонденции. С 1 сентября 1909 года было открыто постоянное почтовое отделение «Симбирск - Береговое» со штатом в 5 человек (ранее оно было телеграфное и работало только во время навигации). Обмен отправлениями отделение проводило с пароходами и с сухопутными почтами, обращающимися между Симбирской конторой и Часовенским почтовым отделением. Тем не менее, оба эти отделения, расположенные на окраинах города, не удовлетворяли всех нужд населения в почтовой связи. Городская дума внесла в проект открытие еще трех отделений, которые появились лишь к 1917 году в связи с войной и ограничением средств по смете.
Доставкой почты в 1820 году впервые занялось пароходное товарищество «Самолет», чей директор предложил Тверскому губернскому почтмейстеру бесплатно перевозить корреспонденцию между Тверью и Рыбинском. В это время и начал плавать между Нижним Новгородом и Астраханью пароход «Волга». Впоследствии перевозки по Волге не выделялись из общей системы почтовой связи. Они были бесплатными, но в качестве компенсации этим пароходам предоставлялось право поднимать на мачтах почтовый флаг, что давало им преимущество во время плавания. С 1899 года к ним присоединились и железнодорожные перевозки, позволившие осуществлять все почтовые операции в помещениях железнодорожных станций в установленное время по возможности ежедневно, за исключением воскресных и праздничных дней.
Земские почтари
В дореволюционной России государственная почта распространялась до уездных городов и почтовых станций. Сельские же жители почту могли получать только в городе. Но после земской реформы 1864г. стала создаваться сельская почта – для пересылки корреспонденции внутри уезда, доставки ее в уезды и передачи на государственную почту. Согласно постановлению, не только казенная, но и частная корреспонденция пересылалась по сельской почте даром. С начала действия сельская почта отправлялась 1 раз в неделю, но вскоре корреспонденцию стали забирать в два раза чаще. Примечательно, что в дни следования земской почты на каждом пункте имелась готовая пара пунктовых лошадей, которую никто был не вправе требовать до прихода почты в дни и часы, назначенные расписанием.
Об условиях работы земских почтарей можно узнать из сохранившегося прошения почтаря Алатырского уезда Никифора Никифорова, испрашивающего пенсию (Журнал Алатырского уездного земского собрания отчетной сессии 1898 г., с. 297):
«… двадцать восемь лет я состою на многотрудной и тяжелой, для моих преклонных лет, службе земского почтаря… Приходилось мне в зимние вьюги ночевать под открытым небом, или шагать осенью чуть ли не по колено в грязи по проселочным дорогам, неся на себе и почтовый груз, когда изморенная кляча встает на дороге, будучи не в силах переставлять свои хромые ноги; доводилось, промокать, как говориться до костей, переезжая заторы и речки. Бывали и более ужасные случаи: переезжая мост через реку Алатырь, мост рухнул, лошади и телега провалились в реку, но я, по милости бога, спасся и сохранил вверенную мне корреспонденцию; был выкинут из тарантаса и выломал себе ключицу… Крайняя необходимость и больного заставляла исполнять возложенные на меня обязанности до февраля месяца сего года, когда я в дороге же заболел воспалением легких, и вот уже нет более никакой возможности служить, я испросил себе двухмесячный отпуск; эти два месяца проходят, но сила не приходит, здоровье ухудшается, остаюсь я без всяких средств к жизни…»
Из летописи в современность
На сегодняшний день Ульяновский филиал Почты России насчитывает 520 стационарных отделений связи и одно передвижное. Теперь почта занимается не только доставкой корреспонденции и печатных изданий, но и выплатой пенсий и пособий. Во многих населенных пунктах она является единственным инфраструктурным учреждением, поэтому граждане воспринимают предприятие как полноправного представителя государства, а качество почтовой связи - как индикатор эффективности работы властей.
В октябре 2012 года в Ульяновской области был внедрен проект «Мобильный почтальон», в рамках которого почтальонам выдали планшетные компьютеры с 3G-модемами, при помощи которых они помогают жителям области получать государственные и муниципальные услуги на дому.
Система «одного окна»
Уже к 2018 году сеть Почты России планируется полностью модернизировать. Внедрение современных почтовых систем призвано обеспечить надежную и своевременную доставку отправлений. Почтовые отделения превратятся в многофункциональные центры, посетив которые любой житель сможет получить быстрый и удобный доступ ко всем электронным государственным услугам. Для экономии времени «на почте» можно будет не только отправить письмо, но и подать заявление на получение паспорта, заплатить налоги и обратиться за справочной информацией.
Кстати, в Ульяновске есть Музей «Почтовое дело Симбирска - Ульяновска» (ул. Ленина, 50а.)
Посетители могут поставить на конверте фирменный штемпель музея, позвонить из телефонной будки прошлого века или проверить, какой груз на себе переносят почтальоны. Кроме того, в музее проводятся выставки коллекций филателистов города и области.
*Ямская гоньба: почтовая служба в России с XIII по XIX века, занимавшаяся в основном перевозкой казённой корреспонденции.
Смотрите также:
- Первые почтовые ящики в Симбирске появились 140 лет назад →
- Вокруг «почтовой оптимизации» разгораются страсти →
- На Mail.Ru произошел сбой системы →