Вынужденная посадка. Как дядя Высоцкого закончил жизнь в Ульяновске

Владимир Высоцкий, как это ни пафосно звучит, вышел из лётчицкого плаща Сергея Серёгина © / Из личного архива С.Петрова

Один из устойчивых мифов о Владимире Высоцком, имеющих хождение в нашем городе, о том, что он имеет ульяновские корни и был здесь на похоронах родного дяди. В поисках истины мы обратились к краеведу Сергею Петрову, который уже не единожды высказывал свои предположения об известном барде. Сергей Борисович сумел нас и удивить, и горчить. Но всё по порядку.

   
   

Не наш расклад

Сергей Петров:  Действительно, родной брат Нины Максимовны, матери Владимира Семёновича Высоцкого, лётчик Сергей Серёгин последние годы своей жизни прожил  в нашем городе. Много лет я искал его  могилу. Около 20 лет назад получил из Киева письмо от неизвестного человека  с сообщением, что у нас  жил и умер дядя барда Высоцкого. Я  собрал всё,  что   смог и  отослал информацию в столицу Украины, запросив подробности. Последовал  отказ. Поиски предполагаемого места захоронения  к успеху не привели. Но в 2020-м году  благодаря членам   общества  "Воскресенский  некрополь" могила была определена.

Вера Матвеева:  Сергей Борисович, как вы думаете, знал ли Владимир Семёнович о судьбе своего родного дяди, гордился ли им? Ведь в его стихах неоднократно возникал образ мужественного лётчика? В одном  он даже называет его по имени?

- Я уточнил, первый и единственный раз о дяде Владимира Семёновича  обмолвилась в одном из интервью его  жена Людмила Абрамова. Я попытался дозвониться до Нины Максимовны, но она в тот момент сильно болела, и разговора не получилось. Зато она много рассказала оренбургскому краеведу Владимиру Горячку, автору книги «Родом из детства», который отдельную главу «Уповай, человече» посвятил мужественному лётчику.  У  молчания Нины Максимовны  наверняка есть и еще одна причина. Мне удалось выяснить, что военный летчик Сергей Максимович Серёгин был репрессирован в марте  1938-го, в год когда его племянник только что родился. Серёгин  не успел получить прижизненную реабилитацию. Сам он на ней не настаивал, но по документам, найденным в его личном деле, он неоднократно обращался в министерство авиационной промышленности СССР, скорее всего, для пересмотра его дела.   Реабилитирован был  посмертно.

Я думаю, Владимир Семёнович гордился своим дядей и любил его. И строчки из его стихотворения «Песня о лётчике» прямое тому свидетельство:

Их восемь — нас двое.
Расклад перед боем
Не наш, но мы будем играть!
Серёжа, держись! Нам не светит с тобою,
Но козыри надо равнять… 

Хоронили как врага народа?

- А вы встречались с сыном Высоцкого Никитой, ведь он бывал в нашем городе с концертами, посвящённому отцу? Рассказали ему о могиле Серёгина?

-Я знаю, что в последний свой приезд  он не успел посетить могилу родственника, слишком на короткое время прилетал к нам. А могилу надо приводить в порядок. Скончался Серёгин в 59 лет в 1964 году.  По времени его смерти легко установить, что он был одним из последних погребенных на старом кладбище на улице Карла Маркса. Хоронил его завод. Как «врагу народа» ему полагался скромный памятник, который со временем  обветшал. Если  ограда находится ещё  в хорошем состоянии, то  надгробная пирамидка проржавела и покосилась. Надеюсь весной  установить новое надгробие. Стыдно сегодня даже публиковать фотографию этого покорёженного временем памятника. Обещаю это сделать, когда всё приведем в порядок.

   
   

- Я знаю, что вы ходили в архив отдела кадров Ульяновского конструкторского бюро приборостроения (УКБП), чтобы познакомиться с личным делом лётчика? Что удалось узнать?

-  Сергей Максимович работал на заводе №280 лётчиком на ПО-2, жил в конце жизни  на самой окраине Засвияжья, на улице Тепличной. Скорее всего,  сегодня это посёлок Пригородный. Поначалу я считал, что Сергей Максимович как военный лётчик был послан в   ульяновскую школу летчиков и механиков, которая располагалась в здании, где сейчас находится  автомеханический техникум. Но потом попал   на «Автозапчасть». Мои предположения частично оправдались, когда я пошёл в архив. Но подробнее об этом узнала и написала работник УКБП Валентина Преснякова в местной многотиражке «Вестник УКБП» в ноябре 2020 года.

-  Приезжали ли  на похороны дяди и брата  26-летний Владимир и Нина Максимовна?

-  Вероятность этого весьма сомнительна.  Ведь родственники репрессированных вели себя по-разному.

- Сергей Борисович, но существует другой миф, якобы Владимир Семёнович  давал   концерт для избранных на квартире у своей знакомой в нашем городе в 1972 году?

- Корреспондент Гостелерадио и газеты «Правда» по Поволжью Зоя Люстрова, действительно,  квартировала по адресу: Гончарова, 1. Ее служебное жилье было известно своими «квартирниками», на один из которых она планировала позвать и Высоцкого. Благо, он тогда гастролировал по соседству, в Куйбышеве. Но несколько лет назад живущая в Ярославле Зоя Николаевна рассказала, что «тогда, в 1972-м, Высоцкий проехал мимо Ульяновска, а собравшиеся на квартире вместо самого Владимира Семеновича слушали его записи на катушечном магнитофоне».

Досье лётчика
Сергей Серёгин. Родился 10 июня 1904 года в селе Обручево Богородицкого района Тульской области. Был самой заметной фигурой в семье. Близкие гордились лётчиком, хотя он был мастером на все руки - умел и мебель перетягивать, и плотничать, и книги переплетать. В Москве получил среднее образование, в 1921-1938гг. служил в РККА в частях ВВС. В Одессе он закончил высшие технические курсы, был слушателем военно-теоретической школы в Ленинграде, слушателем 1-й военной школы лётчиков в Севастополе (больше известное как Качинское училище), служил в Липецке, Оренбурге… С января 1937 года по март 1938 года служил в г. Овруче Киевской области командиром 29 скоростной бомбардировочной эскадрилье.

Личное дело Сергея Серёгина

В истории завода №280 есть интересный факт, в годы Великой Отечественной войны здесь был собственный самолет ПО-2 для перевозки срочных грузов. Одним из пилотов этого  грузового самолёта с 26 мая 1943 года по 17 февраля 1950 года   был Сергей Максимович Серёгин, написала в ноябре 2020 года в многотиражной газете «Вестник УКБП»  специалист зала истории и развития завода Валентина Преснякова. Они вместе с заведующей архивом УКБП  Еленой  Павлуниной  отыскали в архиве  личное дело Серёгина. В нем нашлись заявление-анкета, автобиография и сведения о родственниках. Итак, что достоверно известно.

Родители его были из крестьян, но  жили в Москве, отец был швейцаром, мать уборщицей. В анкете приведены сведения о близких родственниках, в частности, у казана сестра Нина Максимовна Высоцкая, жившая в то время в Москве по адресу 1-я Мещанская улица, д 12, кв. 73.  и работавшая в Картографическом управлении при Совнаркоме СССР, брат Владимир, находившийся в то время в действующей армии в войсках связи.

Серегин был арестован особым отделом,  его обвинили в измене Родине и  осудили  на три года лагерей. С 1940 по 1941 год он отбывал наказание в лагерях Кулайлага Архангельской области. После лагеря путь в боевую авиацию ему был заказан, как впрочем,  и проживание в Москве. Он  был направлен в Ульяновск, в военно-авиационные мастерские, где работал нормировщиком, мастером, начальником цеха. В анкете он указал, что  прекрасно знает материально-техническую часть самолетов  У-2, УТ-2, УТН-4, ИЛ-16, ИЛ-16, изучил новый  ИЛ-2. В июне 1943 года его и направили на 280 завод, нынешний «Автодеталь-Сервис», лётчиком. Кандидатура его утверждалась министерством авиационной промышленности. В деле имеются положительные характеристики, подтверждающие его исключительно деловые  и профессиональные качества.  Простой его служба и здесь не была. В сентябре  1947 года, вылетая  по  маршруту «Ульяновск –Уфа», Серёгин был вынужден совершить вынужденную посадку из-за   аварии с мотором. Причины аварии были изложены в документе, написанном карандашом, поэтому трудночитаемы. Но в акте, подписанном директором предприятия, указаны причины: «…. мотор потерпел аварию, сорван 4-й цилиндр,  расколот поршень, погнут шатун, разбит картер. Авария произошла в следствии неправильной эксплуатации и невнимательной сборки механиком». В приказе №277 от 3 октября 1947 года было решение отстранить Серёгина от работы лётчика, а механика Ушакова  снять с работы  и отдать под суд. 

Всё закончилось бы очень печально, но в личном деле   имеется документ о благополучном исходе дела.  29 октября 1949 года  министерство авиационной промышленности СССР отвергло  ходатайство предприятия об увольнении лётчика по следующим причинам:

1. Лётчик Серёгин за период  работы не имел ни одной поломки самолёта и не имел взысканий.
2. Он имел положительные характеристики по работ , ему объявлялись благодарности по заводу.
3. Авария мотора не повлекла за собой аварии самолёта только потому, что Серёгин,  как опытный лётчик вовремя заметил дефект в работе мотора и принял правильное решение возвратиться на свой аэродром.
4. Отмечается, что ошибкой лётчика Серёгина являлось то, что он допустил руление на неисправном моторе после вынужденной посадки. За это может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, но не увольнению с работы…

Письмо было подписано начальником Главной инспекции по качеству и лётной службы МАП генерал- лейтенантом ИАС В. Кузнецовым и зам. начальника  управления кадров инженер-полковником  А. Бронниковым. Вслед за этими событиями последовало восстановление Серёгина, с механика Ушакова также были сняты все обвинения и уголовное дело прекращено.

На заводе Серёгин проработал до 1950 года и был уволен в связи с упразднением его должности.

Интерес в личном деле представляет  копия личной книжки лётчика Серёгина за подписью начальника отдела кадров М.И.  Забалуева, сделанная 30 января 1950 года. В ней указаны итоги налёта по годам. До 1943 года Серёгин совершил 3975 полётов, 1900  часов налетов на разных самолётах. С 1943 года налёты на ПО-2 на заводе – 552 полёта, 1219 часов.

В автобиографии  лётчика указаны два   адреса его  проживания:   улица Бебеля, 19, кв. 4 и площадь Революции, д. 14.кв. 5.

О его семейном положении из анкеты  известно, что в 1941 году он был холост,  а в 1943 году в анкете появляется запись  о его жене Чертаринской Елизавете Галактионовне, место работы – горсовет ОСВ,  должность инструктор стрелкового спорта.

Умер Сергей Максимович Серёгин 6 марта 1964 года.

Цифры и факты
• Летал на самолётах Авро 504К, ДН9, Пума, Р1, Либерти, Юнкерсе 21, Фоккер С4. • Во время одного из учебных бомбометаний в части, где Серёгин был командиром, часть бомб не разорвалась. Их нашли трое мальчиков, и видимо, стали крутить стабилизаторы. Все погибли. После этого в эскадрилье случилось четыре аварии с потерей самолетов, хотя и без жертв. Серёгин попал в «черный список». В марте 1938-го его арестовали. На допросах жестоко пытали: ломали об арестованного стулья, жгли калеными прутьями, повредили ноги… Вернулся он из лагерей совсем другим человеком, во сне кричал: «Зачем вы калечите советских летчиков?!». • Жена Люся сразу же от него отказалась, открестилась, развелась и в панике уехала, а затем быстренько вышла замуж за военного моряка, сменив и фамилию. (Из книги В. Горячок «Родом из детства»)