Родина казачества? Может ли Симбирск-Ульяновск претендовать на это звание

Сергей ЮРЬЕВ / АиФ

В конце сентября в Ульяновской области отмечается День казачества – в честь Симбирского казачьего землячества, образованного с 1992 году. Это событие послужило началом возрождения традиций, заложенных значительно раньше – пограничная крепость Синбирск была, по сути, казачьим поселением.

   
   

Когда Поволжье было «украиной»

Само слово «казак» - тюркского происхождения, и означает оно – удалец, вольный человек. А вольными на Руси XVII века считались лишь беглые крепостные, селившиеся на Дону, откуда «выдачи нет», и на других «украинах» Московского царства, в том числе, и в Среднем Поволжье. Отлавливать их и возвращать хозяевам государевы слуги не рисковали, но и те часто старались предпочесть жизни на нелегальном положении службе Отечеству, записываясь в городовые казаки. В этом случае их приравнивали к солдатам, платили жалованье, причисляли к военному сословию. И государству выгодно, и людям мыкаться в вечных бегах не надо.

О такой практике свидетельствуют документы. Сохранилось распоряжение Приказа Казанского Дворца (тогдашнее ведомство по управлению поволжских пограничных территорий) от 1684 года, согласно которому казаки Потьминской слободы Карсунского уезда были записаны «…в поместных и денежных окладах синбирскими выборного полку солдатами». Во второй половине XVII века большую часть населения Синбирского и Карсунского уездов составляли стрельцы и служилые казаки. Юрий Мельников, доцент кафедры отечественной истории УлГПУ, который до конца своих дней трудился над написанием истории Симбирского–Ульяновского края, полагал, что казаки «явились одной из социальных групп, принявших участие в становлении региона и в формировании специфических черт психотипа симбирян-ульяновцев». Так что в большинстве местных жителей где-то глубоко спрятан казак…

Именно служилыми казаками были основаны многие населённые пункты Ульяновской области - Ишеевская, Лаишевская, Карлинская, Арская, Тетюшская, Мостовая, Сельдинская и Каменская слободы. Многие из них – сейчас пригороды Ульяновска, а некоторые вообще стали частью города. Писцовая книга Карсунского и Симбирского уездов 1685-1686 годов содержит сведения о живших там казаках: «Вешкайминская слобода на речке Вешкайме. А в ней живут станичные дозорные казаки». Сенгилей, основанный в 1666 году, изначально тоже именовался Сенгилеевской станичной слободой. К концу XVII века на территории правобережья современной области находилось уже 26 казачьих слобод. Сохранила история первого атамана Симбирского казачества. Им был боярский сын Дмитрий Куплеяров – сотник симбирских казаков, назначенный в 1649 году царским указом.

Как пришло – так и ушли

Именно из Симбирска казачество начало распространяться и далее – к новым рубежам государства, когда Поволжье перестало быть пограничным регионом. Уже через десять с небольшим лет после основания города Симбирский воевода Ларион Милославский получил царский указ послать часть стрельцов и казаков на реку Терек «на службу и вечное житье». Тогда вместе с казаками на новое место службы выехали их семьи. А ещё через несколько лет симбирские и карсунские казаки во главе с Карпом Аникеевым были брошены на подавление восстания башкир на реке Яик (ныне Урал). А после, вероятно, там и остались. Во всяком случае, есть датированная 1681 годом челобитная царю, в которой служилые казаки из Тагаева (современное село Тагай Майнского района) сообщают, что служат они «в верховых и низовых городах, на Дону, на Яике, и в Уренске на валу, и в Тагаеве в засечных крепостях». В феврале 1697 года вышел указ Петра I, согласно которому было велено перевести в только что взятую у турок крепость Азов «на вечное житье» «из Синбирска и Синбирской черты из отъезжих слобод казаков и засечных сторожей и станишников» - всего 2063 человека с женами, детьми и прочими родственниками. Может быть после этого «великого переселения» местное казачество иссякло, и осталась только память о нём.

Впрочем, землячество есть, и не могло оно возникнуть на пустом месте через столько лет.  Значит, казацкий дух первых симбирян передался потомкам…