В Ульяновске грянул гром. Реагируем «после». Игнорируем «до»

В импровизированном мемориале на месте гибели Артёма, сделанном его одноклассниками, только записки о любви... © / Алексей Балаев / АиФ

Время упущено

Кратко, для тех, кто не в курсе, хотя событие имело такой общественный резонанс, что посещение сайтов в эти дни било все рекорды.  2 августа в результате стычки молодых людей один из них, как полагает следствие, нанёс второму более 20-ти ударов ножом! Оба – учащиеся одного заведения – Лингвистической гимназии (бывшая школа №2 с английским уклоном). Характеристики на обоих юношей вполне себе положительные. Так, директор гимназии Марина Мельникова говорит об Артёме: «Мальчик учился на «четыре» и «пять». Семья у него положительная. Сам он очень воспитанный, культурный ребёнок. Артём приходил за справкой в летний лагерь, мы попросили его прийти позже, так как пол только что покрыли лаком, так он снял обувь и прошёл в носочках».

   
   

Обстоятельства убийства юноши подобной щепетильностью не отличаются. Когда он, истекая кровью, дошёл до центральной аллеи парка и упал, мимо него – не в носочках – прошло много человек. И лишь спустя время сердобольная пенсионерка вызвала скорую помощь. Но именно время и было упущено.

Кстати
По данным областной прокуратуры, общее количество совершенных подростками преступлений в первом полугодии 2015 года сократилось: в частности, тяжких и особо тяжких - на 27%, грабежей – более чем на 45%. В 2014 году было зарегистрировано 416 преступлений, совершённых малолетними.

Александр, - так зовут обвиняемого, - скрывался недолго; вычислили его практически по горячим следам. Хотя 8 (!) камер наблюдения  в парке почему-то не зафиксировали ничего. Да и никого из руководства на месте не было. Что неоднократно официально подтверждалось, в частности, министром образования Екатериной Убой, когда она публично опровергала новость об увольнениях директоров парка Людмилы Жигариной и  гимназии Марины Мельниковой в связи с данным ЧП.

Наглость зашкаливает

По одной из версий, трагедия стала следствием конфликта подростков в социальной сети. По мнению председателя Троицкой общины Симбирской земли Павла Чувилина (он гость этого номера - ред.), интернет начисто стирает у детей грань между реальностью и виртуальным миром: «Анонимность Сети позволяет быть «бесстрашным», наглость в общении зашкаливает. Но дети не боятся виртуальных соперников. Хуже другое: они и в реальности по инерции действуют так же, и это приводит к трагедиям, потому что реальность – не квест, где у тебя девять жизней».

Примерно в том же ключе, в интервью  журналисту Михаилу Белому  высказывается доктор медицинских наук, психиатр-криминалист Михаил Виноградов, считающий, что подросток, нанёсший более 20-ти ударов ножом, психически нездоров, и «вычислить» его не могли ни педагоги, ни школьные психологи, поскольку снаружи он был тихим, но вынашивал месть внутри. Получается, что «меры немедленного реагирования», как то возможное освобождение от занимаемых должностей Жигариной и Мельниковой, - проблемы не решают. Схожую мысль озвучил и пресс-секретарь СК РФ Владимир Маркин, призвавший должностных лиц не вводить людей в заблуждение относительно своей роли в контроле над следствием. Да и так ли уж действенно снятие кого-то с должности, если сама система остаётся прежней – «пока гром не грянет»?

Смотрите также: