Наталья Чичасова: «Ревматоидный артрит не выносит грамотных больных»

Профессор кафедры ревматологии ММА им. Сеченова Наталья Чичасова рассказала ульяновцам, страдающим ревматоидным артритом, как жить с этим диагнозом.

   
   

Неизлечим, но не приговор

Человек, который сумеет чётко определить причину возникновения ревматоидного артрита (РА), без всяких сомнений получит Нобелевскую премию, утверждает Наталья Владимировна. Однако связь ревматических болезней с нарушениями работы иммунной системы установлена. В какой-то момент организм вдруг начинает вырабатывать антитела против «своих» и атакует соединительную ткань, окружающую суставы.

Справка
Больному ревматоидным артритом полезна лечебная физкультура по несколько раз в день, физиолечение, кроме тепловых процедур, радоновых ванн и грязелечения. Никаких особенных диет нет, но не стоит полнеть и злоупотреблять такими продуктами, как мясо, кофе, бекон, яйца и апельсины.
Это приводит к воспалительному процессу, и если упустить время, сустав начинает увеличиваться в объёме, разрушать хрящ, а потом и кость. Как результат – инвалидность. Ревматоидный артрит начали лечить только в середине прошлого века, хотя первый документ, описывающий похожие симптомы, датируется 123-м годом нашей эры. Ревматоидные поражения суставов медики отмечают и у людей, которые позировали фламандским художникам.

– Ещё тридцать лет назад лечение ревматоидного артрита сводилось к тому, чтобы облегчить страдания больного, – говорит профессор Чичасова, а сегодня мы уже ставим цель – добиться ремиссии, то есть такого состояния, когда симптомы болезни практически исчезают. Но для этого пациент должен осознать, что лечиться – это его работа. Чем более образован больной, тем лучше результат.

Болезнь – это работа

Учёные считают, что сбой в иммунной системе, который приводит к РА, начинается примерно за 14 лет до того, как появятся первые признаки болезни.

Чем раньше начать лечение, тем больше шансов добиться ремиссии. Это непреложный закон, но следовать ему непросто, если болезнь заявляет о себе не в острой, а вяло текущей форме. Есть ряд симптомов, которые должны послужить поводом обращения к врачу:

– болевые ощущения, в первую очередь в суставах кистей или стоп;

   
   

– ощущение скованности, которое длится от нескольких минут до часа на ранних стадиях, а затем растягиваются на целый день;

– общее недомогание, когда человек без видимых причин чувствует себя нездоровым;

– уже на ранних стадиях можно зафиксировать увеличение показателей СОЭ.

Наталья Чичасова говорит, что сейчас уровень подготовки врачей в поликлиниках позволяет перехватить болезнь на максимально ранней стадии, но консультация с ревматологом необходима:

– Людям, страдающим ревматоидным артритом, надо настраиваться на то, что лечение будет длительным. Первые шесть – восемь месяцев уйдут на определение эффективности назначенного препарата. Организм не сразу откликается на препараты так называемой базисной терапии, призванные изменить ситуацию к лучшему, и нетерпеливый больной нередко допускает ошибку, считая, что толка от приёма лекарств нет, потому что плохой врач сделал неправильные назначения. Курс лечения прерывается, драгоценное время потеряно.

Медицинская статистика свидетельствует: если лечение РА начато в течение полугода с момента развития болезни, то у 60 % таких пациентов через 15 лет нет нарушений функциональных способностей организма, а если в течение 6-11 месяцев, то уже только половина пациентов сохраняет работоспособность суставов. Тенденция очевидная: чем больше срок от момента заболевания до начала лечения, тем хуже прогноз.

Смотрите также: