В Ульяновске завершился IV Международный театральный фестиваль

Сцена из спектакля «Раскас». © / culture.ru

Завершился IV Международный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы», где, помимо театров различных российских регионов, были представлены коллективы Молдавии и Белоруссии. Несмотря на появление границ, мы продолжаем жить в едином культурном пространстве.

   
   

Осознание эпохи

Фестиваль начался ещё в ноябре гастролями театра «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского. В этом театре играют замечательные актёры Валерий Шейман и Денис Юченков, служившие десяток лет тому назад в ульяновском драматическом театре, а сегодня, без преувеличения можно сказать, ставшие правой и левой рукой Марка Розовского, его очень близкими друзьями и коллегами, чьим мнением художественный руководитель театра очень дорожит. Во всех представленных спектаклях театра они играли практически заглавные роли. И как пошутил Валерий Шейман, он даже слегка обнажился в мюзикле «Милый друг» и затанцевал там. Денис Юченков, напротив, был блестящ и серьёзен в качестве лектора в «Анне Карениной. Lecturе».

Главный режиссёр и худрук Марк Розовский привозил четыре разноплановых потрясающих спектакля: первым был показан автобиографический спектакль мэтра «Папа, мама, я и Сталин». В одноимённой книге Розовский подробно и предельно откровенно рассказал трагическую историю своей семьи и впоследствии перенёс её на сцену.

– Это моя жизнь: в основе – трагическая судьба моей мамы и отца, – представил спектакль на открытии Марк Розовский. – Они любили друг друга, как Ромео и Джульетта. Это была потрясающая любовь. Их чувство жило в самое страшное время нашей многострадальной истории. Я родился в 1937 году, в Петропавловске-Камчатском, куда родители поехали строить социализм. Они были верны социализму, только закончили строительной институт и поехали на судоремонтный завод. Через восемь месяцев после моего рождения за отцом пришли совершенно неожиданно, хотя он работал инженером на стройке. Началась трагедия большой любви и разрыва, который возник в силу исторических катаклизмов. Этому ещё сопутствовали война, нищета, полуподвальная коммуналка из 83 жильцов, но так жило полстраны.

Ульяновскому зрителю показали мюзикл «О, милый друг!» по Ги де Мопассану, драму «Человек-волк», и закрывала гастрольные выступления постановка «Анна Каренина. Lecturе» (на основе лекции Владимира Набокова американским студентам о том, как надо читать «Анну Каренину» Льва Толстого). Режиссёром всех спектаклей стал Марк Розовский.

Как на передовой

В первых числах декабря фестиваль продолжился. На итоговой пресс-конференции министр искусства и культурной политики Ульяновской области Евгения Сидорова подчеркнула, что фестиваль был приурочен к нескольким событиям: во-первых, предстоящему Году театра, а во-вторых, дню рождения Николая Карамзина, историка Государства Российского. Кстати, Указ Президента России о праздновании его 250-летия в 2011-м и стал поводом для проведения первого фестиваля.

Впрочем, заместитель директора НИИ истории и культуры Ульяновской области Надежда Липатова отметила, что с годами фестиваль меняется: если раньше основной темой была государственность, то теперь тема любви к Отечеству раскрывается через судьбы людей, их мысли и чувства, а также через то, как зрители сопереживают персонажам даже в тех случаях, когда государство создаёт им проблемы… Например, Белорусский государственный молодёжный театр представил «Варшавскую мелодию» по пьесе Леонида Зорина, где препятствием для влюблённых становится указ, запрещающий советским гражданам браки с иностранцами. А в «Мальчише-Кибальчише» самолёты, пароходы и пионеры не салютуют в честь памяти главного героя, зато буржуины по-настоящему страшны. Но дети, собравшиеся в зале, их не боятся, потому что в победу-то верят…

   
   

Поделился впечатлениями от ульяновской публики и самого фестиваля почётный гость, народный артист России, главный режиссёр Московского драматического театра «Сфера» Александр Коршунов:

– Любой выезд на гастроли для нашего театра – экстрим, поскольку в нашем помещении – центральная игровая площадка, а зрители располагаются в амфитеатре. Каждый раз приходится адаптироваться, но в Ульяновске создалось ощущение, что перестроились мы быстро и легко. Фестиваль даёт возможность зрителю, особенно молодому, окунуться в пространство, которое создаётся не виртуальными мирами – даёт им то, чего им не хватает в реальной жизни.

Кстати, именно спектакль театра «Сфера» «Раскас», собранный по семи рассказам Василия Шукшина, особо отметила эксперт фестиваля, театральный критик Ольга Сенаторова, заметив, что магия Шукшина отражает исторический контекст, а очень тёплая реакция зрителей свидетельствует о ностальгии по светлому, доброму, душевному герою. Задумка режиссёра Ю. Беляевой полностью отразила подзаголовок постановки – выездной спектакль-концерт сельской самодеятельности. Действо полностью было сосредоточено на площадке открытого грузовика, как в добрые времена, где и проходили прямо в поле концерты сельской самодеятельности. Тот, кто давно мечтал встретиться с русским характером, самобытной игрой актёров взахлёб, так, чтобы душа у зрителя развернулась, как меха присутствующей на сцене гармошки, и долго крутились в голове народные «Летят утки» или лещенское «Всё что было…», – такое удовольствие получил! Зритель долго не отпускал со сцены заезжих артистов, пока те не пообещали вернуться в следующем году.

Ой, не зря Ольга Сенаторова заявила, что для неё этот фестиваль – передовая, поскольку каждый год он даёт новую пищу для размышлений и ресурс для дальнейшего развития, доносит голос истории и дух гражданства.