С «Верой, Надеждой, Любовью». Играют спектакль для фронтовички-героини

Из личного архива В.Соловьевой / АиФ

2015 год в регионе  объявлен Годом национальной гордости и славы. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Ульяновский драматический театр имени И.А.Гончарова выпустил премьеру «Вера, Надежда, Любовь» по книге ульяновского краеведа и писателя  Геннадия Демочкина. Вера Соловьева, ставшая прообразом главной героини спектакля, - жительница Димитровграда, активный член совета ветеранов, Ветеран Великой Отечественной войны.

   
   

Радость испытания

Фронтовая история, которую молодые актёры театра играют со слезами на глазах, началась в декабре 1942 года. Молодая учительница Вера Ивановна не обнаружила на уроке ни одного мальчика – все ушли в военкомат. Не колеблясь ни минуты, она ринулась вслед за ними – но не чтобы вернуть на занятия, а чтобы и самой отправиться воевать. Выйдя в коридор от военкома, заявила ученикам: «Нет больше Веры Ивановны. Есть рядовая Соловьева!»

Боевое крещение новобранец Соловьева приняла в Ульяновске. В составе расквартированного в центре города зенитно-артиллерийского дивизиона охраняла стратегически важный волжский мост. Почти год в Ульяновске прошел в напряженной учебе: запоминали самолеты, осваивали технику. А затем потянулись долгие месяцы постоянных передислокаций,  бесконечных перегонов в теплушках. Входя на освобожденные территории, навсегда запоминали мрачные ландшафты, после освенцимских крыс – кричали и плакали по ночам.

Режиссер спектакля -  актриса ульяновского драмтеатра Ольга Новицкая создавала инсценировку вместе с исполнительницей главной роли Дарьей Долматовой. Воплощение на сцене судьбы нашей землячки стало для них и испытанием, и огромной радостью. Ответственность, которая легла на плечи авторов спектакля, многократно возросла после встречи с реальной Верой Соловьевой накануне премьеры.

Сцена из спектакля. Фото: АиФ/ Татьяна Захарычева

Пройти через войну

При взгляде на Веру Ивановну в ее девяносто три не остается ни малейшего сомнения, что именно такие, как она, сбивали вражеские самолеты, зарывали четырехтонные зенитные пушки в мерзлую землю, таскали ящики со снарядами – весом по шестнадцать килограммов сто граммов каждый, четыре штуки в ящике. Эти цифры с точностью до грамма Вера Соловьева помнит до сих пор – и они рефреном звучат в спектакле, как символ невероятного жизненного резерва, скрытого в самой нежной и хрупкой девушке-фронтовичке, в юном и тщедушном солдатике. Отдавали последние силы – сколько было. Сегодня Вера Ивановна вспоминает те годы, как сон: неужели это были мы? Неужели я смогла пройти через эту страшную войну?

Ольга Новицкая ведет зрителя вслед за героиней сквозь роковые сороковые, однако взгляд ее направлен не на те ужасы, которые видит юная Вера, а на нее саму. Пристально вглядываясь в то, как вчерашнюю учительницу изнутри меняет фронтовой быт, она рисует военную реальность легкими мазками: полевая форма девушек условна и не претендует на дотошную историческую реконструкцию; над сценой возвышается зенитка, которая оживает в своей зловещей сути и начинает напоминать оружие только во время боя – и легко превращается, например, во внутреннее убранство вагона теплушки.

   
   

В череде историй, рассказанных Верой, едва ли не наравне с  главами об Украине и Освенциме,  поражает своей горечью возвращение девушки в родной Мелекесс после Победы, которая далась такими жертвами. И внутреннее опустошение, и тоска по боевым подругам, и неустроенный послевоенный быт, и язвительные замечания о «полевых женах»: «После всей этой крови, после гибели товарищей, после всего – такое услышать…»

Спектакль в премьерной постановке в Ульяновске  завершался небольшим видео-обращением от  Веры Ивановны Соловьевой: «Любите свою родину!». А 16 июня артисты облдрамтеатра  сыграли  благотворительный спектакль на сцене Димитровградского театра-студии «Подиум». Зрителями премьерной постановки  стали  ветераны Великой Отечественной войны, представители общественности города и, конечно, вдохновившая актрис сама  Вера Ивановна Соловьева. 

Смотрите также: