Живопись и Снегурочка. В Пластовской галерее прошла Историческая ночь

Алексей ЮХТАНОВ / АиФ

Выбрав Пластовскую галерею для репортажа с «исторической ночи музеев», корреспондент «АиФ» побывал 12 декабря на открытии выставки-реставрации работ молодого Аркадия Пластова и поучаствовал в  мастер-классах  по изготовлению Снегурочки в технике традиционной русской куклы-мотанки, а также волшебных поделок из бересты.

   
   

В поисках утраченного

Аркадий Пластов впервые «прогремел» как художник в 1929 году, когда открылась его персональная выставка в Казани – первая и, как оказалось, единственная. Больше прижизненных персональных выставок у нашего земляка не было. Вскоре все экспонировавшиеся на ней работы были утрачены: в 1931 году сгорел дом Пластовых в Прислонихе, а вместе с ним – те самые выставляемые  полотна, акварели и рисунки. А потому ранний период творчества Аркадия Александровича представлен в наше время крайне скудно.

90-летию той казанской выставки сотрудники музея Аркадия Пластова посвятили свою собственную выставку, где собрали подлинники и факсимильные копии работ художника, датированных 10-ми и 20-ми годами ХХ века. Эти картины находятся преимущественно в частных коллекциях: мастер дарил их родственникам и друзьям. Да, именно эти произведения не были на той выставке, но они дают представление о том же самом периоде в творчестве художника. Кроме того, здесь же экспонируется казанский каталог с крохотными черно-белыми репродукциями утраченных работ. Среди них, например, эскиз конного портрета Емельяна Пугачева. Вся экспозиция занимает небольшую музейную комнату.

Что можно сказать о выставленных работах? Это хоть и молодой, но уже профессионально зрелый Аркадий Пластов, тот самый, которого мы знаем по более поздним его полотнам. Потрясающая живость образов, удивительная цветопередача, невероятно живая фактура всего – снега, травы, бревенчатых строений… Мастер с помощью карандаша и кисти непостижимым образом переносит живую окружающую действительность на бумагу и холст. Люди, животные, природа – все настоящее, везде правда. Пластов не просто фиксирует натуру, а сам живет в ней. Впрочем, передать это словами невозможно, выставку нужно видеть.

Мастерство – это классно!

Во время открытия пластовской экспозиции местный энтузиаст возрождения народного промысла - изготовления изделий из берёсты Борис Захаров подарил организаторам мероприятия великолепные образцы своего творчества. А те в свою очередь подарили самобытному мастеру альбом творчества Пластова.

В галерее на протяжении «ночи музеев» прошли несколько мастер-классов. Один из них провел как раз Борис Захаров. Хлебницы, корзинки, туески, живописные и фотографические миниатюры. Разнообразие «ассортимента» поражает, и это несмотря на то, что ремеслом ульяновец овладел недавно, причем совершенно самостоятельно. Но уже вполне может называться мастером своего дела. Конечно, научиться всем премудростям и приемам творчества за один вечер невозможно. Но, кто знает, не  такие ли пробы мастерства подвигнут кого-то тоже взять в оборот этот великолепный традиционный на Руси материал – берёсту.

Берестяной мастер класс Бориса Захарова. Фото: АиФ/ Алексей ЮХТАНОВ

Перед Новым Годом невозможно было обойти вниманием и мастер-класс по изготовлению Снегурочек в виде традиционных русских кукол-мотанок. Мастерица и руководитель агентства  «Восточный» Светлана Сабирзянова, как и Борис Захаров, овладела своим ремеслом недавно, но действует вполне уверенно. 

   
   
Вот какая может быть Снегурочка в руках мастерицы Светланы Сабирзяновой. Фото: АиФ/ Алексей ЮХТАНОВ
Фото: АиФ/ Алексей ЮХТАНОВ

Конечно, на протяжении веков в отсутствие фабричных игрушек народ всегда находил выход. Были игрушки глиняные, соломенные, тряпичные. И вот такие – куклы-мотанки, изготовленные из пучка шерстяных нитей.

Снегурочки от Светланы обладают особой прелестью. Впрочем, поближе к Новому году мы более подробно расскажем о мастерице и ее мастерстве.