Эдуард Шабалин: «Ленинский мемориал – этап перезагрузки»

Из фондов Ленинского мемориала / АиФ

Ленинский мемориал - самый посещаемый объект культуры в Ульяновске. Через год он отметит своё 45-летие, и ему требуется перезагрузка,  как в идейном, так и в техническом плане. О прошлом, настоящем и будущем комплекса  «АиФ» рассказывает директор комплекса Эдуард Шабалин.

   
   

Экскурсия с кодом

Екатерина Радаева: Эдуард Сергеевич, сколько человек сегодня посещает Ленинский мемориал?

Эдуард Шабалин. Фото:  из фондов Ленинского мемориала

Эдуард Шабалин: В советские времена посещаемость комплекса (включая дома-музеи семьи Ульяновых) ежегодно превышала миллион человек. В 90-е годы она снизилась в десятки раз. Сегодня мы активно занимаемся промоушеном, привлекаем гостей как в музей, так и на мероприятия, проходящие в комплексе.
В минувшем году перешагнули за полмиллиона. Хотя посетителей музея из них примерно треть, для нас это гигантское достижение. Сегодня мемориал - самое посещаемое учреждение культуры Ульяновской области.

- А вернуться к миллиону гостей в год реально?

- В сегодняшних условиях это невозможно. Нет идеологии - нет целевого туриста. Надо найти свою нишу, создать востребованный в туристическом плане контент. Именно на это направлен проект по созданию на территории Ульяновской области «Музея СССР». Мы ищем свою идентичность. В этом направлении многое делается губернатором региона и нами. Но не всё зависит от нас. Должны быть ещё и политическая воля, и поддержка руководителей государства. Проект настолько глобален, что может сравниться по размаху с сочинской Олимпиадой. А значит, сюда будут привлечены совсем другие ресурсы. Уже сегодня мы ищем потребителя этого продукта, которым в первую очередь, на наш взгляд, может стать китайский турист. Активно налаживаем культурные связи. Как говорится, дорогу осилит идущий!

Кроме этого, мы активно занимаемся продвижением Ленинского мемориала во всех возможных направлениях деятельности: организуем концерты, выставки, спектакли, проводим форумы российского и международного масштаба, активно стараемся зарабатывать, порой в ущерб собственному имиджу проводим непрофильные мероприятия. Не секрет, что сфера культуры финансируется недостаточно. Многие
проблемы лежат только на наших плечах. А ведь даже для продвижения собственных идей, в том числе и «Музея СССР», уповать приходится только на себя. В минувшем году мы добились неплохих результатов. У нас самый большой внебюджетный доход среди областных и городских учреждений культуры. Недалёк тот день, когда мы станем наполовину рентабельными. Ещё 10 лет назад этого нельзя было представить: мемориал дотировался на 100%.

   
   

- Что вы подразумеваете под развитием?

- Мы не стоим на месте. Реализуются свежие проекты, приобретается и осваивается новая техника и оборудование. Только за последние три года был реализован глобальный кинопроект самого большого
в Поволжье и современного
кинозала с 3D оборудованием. Открылся уникальный выставочный проект «Симбирская оружейная палата», который должен стать передвижным федеральным выставочным проектом, не имеющим равных в России; была заменена система кондиционирования здания, не менявшаяся 45 лет. Занимаемся книгоиздательской деятельностью. Издана и переведена на английский язык уникальная книга «Жизнь В. И. Ленина. Вопросы и ответы», являющаяся плодом деятельности научного коллектива Ленинского мемориала. Создан и активно работает театр ростовых кукол «Карабас Барабас», спектакли которого второй год идут на нашей сцене. Куплено мультимедийное оборудование для музейной экспозиции и многое другое. И не стоит забывать, что мы активно развиваем идею реконструкции здания и прилегающей территории.

Стеклянный атриум позволит уберечь от воздействия природных факторов домики, где жила семья Ульяновых. Фото: из фондов Ленинского мемориала

Реконструкция: и вверх, и вниз

- В прошлом году вы представили проект реконструкции мемориала. Какова его
судьба?

- Сейчас он в идейной разработке. Реконструкцию мемориала можно рассматривать и как часть будущего «Музея СССР», и как самостоятельный проект. Напомню, он включает в себя создание стеклянного атриума над зданием и остекление по периметру, а также освоение подземного ресурса. Проект глобальный. С ним уже знаком министр культуры РФ Владимир Мединский. Его показывали ряду авторитетных экспертов, архитекторов, строителей, презентовали на выставках, в том числе на фестивале «Интермузей-2013», который проходил в Москве. Проект видели Михаил Пиотровский, Зураб Церетели, Михаил Швыдкой, Михаил Гнедовский. Отзывы только восторженные! Очень много и позитивно в минувшем году писали об этом федеральные СМИ.

Cправка «АиФ»

Проектное решение реконструкции в виде макетов, эскизных планшетов и информационных пояснений можно увидеть в фойе на первом этаже каждый день работы музея.

- Как вы относитесь к противникам перемен? Некоторые ульяновцы высказываются против глобальных изменений в мемориале.

- Некоторые - это громко сказано! От людей разумных и адекватных, а также от профессионалов мы отрицательных отзывов по этому проекту не получали. Я знаю только одного жителя города, который, пользуясь своим личным интернет-ресурсом, истерично создаёт негатив по поводу проекта. Но в этом случае весь объём желчи по теме является исключительно результатом собственной несостоятельности и ущербности, желанием быть хоть сколько-нибудь значимым. Мы же будем двигаться вперёд. Жизнь идёт, всё меняется. Находиться на рубеже середины XX века нельзя.

Одно дело - когда речь идёт о мемориальном объекте, например, доме-музее В. И. Ленина. Это памятник, который действительно ценен, прежде всего, в своём первозданном виде. И он (памятник, усадьба) будет сохраняться таким всегда. Так положено по закону (кстати, в минувшем году провели масштабный ремонт музея-усадьбы В. И. Ленина, надворных построек и благо-устроили территорию. Впервые с 1990 года). Здание Ленинского мемориала таковым не является. Это живой организм, место общественной и политической жизни региона, где проходит большинство значимых мероприятий: форумы, семинары, съезды. Именно таким он и создавался. Именно эти функции должен был выполнять с первого дня существования. Здание мемориала не мавзолей. Это «рабочая лошадка». И не меняться значит безнадежно отстать. Цель реконструкции - сделать здание современным, работоспособным. А переубеждать в процессе работы каждого идиота в правильности своих действий - жизни не хватит!

Я могу привести в пример Большой театр в Москве. Чем не памятник? Его целиком демонтировали и вывезли, оставив только стены по периметру. Театр фактически построили вновь. Выкопали 7 подземных этажей. Это не мёртвый памятник, это живой функциональный организм, который соответствует своему назначению и времени. И это сегодня происходит со всеми объектами культуры, заходящими на реконструкцию и реставрацию.

Наша идея - углубиться на 10-12 метров в землю, выбрать грунт по всему периметру, сделать трёхъярусную подземную парковку на 1,5 тысячи автомобилей, 3 яруса выставочных и конференц-залов, кинозалов, площадок для интерактива. Площадь здания при этом вырастет в 3 раза.

- А не будет ли такая реконструкция опасной для мемориала, который находится в сложной оползневой зоне?

- Нет. Специалисты так не считают. Чтобы не отступать от традиций и не нарушать этические нормы авторского права, мы обратились в Институт имени Мезенцева - тот самый, что проектировал здание мемориала в 1966 году. Директор института был в группе авторского надзора, в 1970 году
принимал только что построенное здание. Его коллектив сразу согласился взяться за
этот проект. И на стадии подготовки техзадания возникла идея - уйти под землю. Мемориал стоит на 50 колоннах, которые на 16 метров уходят
в грунт. Колонны опираются на бетонную подушку. По мнению специалистов института, можно уйти вниз на 10-12 метров, не подвергая фундамент здания опасности. Более того, если выбрать такой объём грунта, значительно уменьшится нагрузка на склон.

Сегодня сформировался
коллектив, состоящий из институтов и архитектурных групп, которые готовы принять участие в проекте, каждый в своём направлении. В том числе старейший в стране институт «Росреставрация». При благоприятных обстоятельствах творческая группа может быть очень сильна.

Желания и возможности

- Когда окончательно решится судьба этого проекта?

- Сложно сказать. Вопрос будет обсуждаться на уровне Правительства РФ. И здесь многое зависит от губернатора области. Объём финансирования проекта большой - от 1,5 млрд рублей. Мы будем делать всё в соответствии с законом, чтобы не было правовых оснований раздувать истерику в Интернете и выводить на улицу «проплаченных» бабушек особо ретивыми политиканами и блогерами-шантажистами.

- Насколько велик незадействованный потенциал комплекса?

- Его практически нет. Идей и планов много, но реализация упирается в дополнительные площади и финансирование. Недавно мы начали собирать коллекцию советских автомобилей и мототехники. У нас уже 12 экспонатов. Занимаемся
их реставрацией. Но что произойдёт потом, когда коллекция будет собрана? Потребуются большие площади, чтобы показать экспонаты, а их нет. Ну,  если только демонтировать существующую экспозицию Ленинского музея, а этого делать никак нельзя! Получается, что идеи есть, желание и силы тоже есть, а с возможностями -
небольшое несоответствие. Поэтому появляется потребность активного роста вверх, вширь и в глубину. Отсюда и глобальность проекта: он запросто может стать смыслом жизни! Ведь чтобы эффективно работать, надо активно развиваться. Только так можно быть привлекательным, состоятельным и успешным!

 

Смотрите также: