Что творили архитекторы, и почему Симбирск «звучал» как музыка

Все эти проекты остались только на бумаге. Пересечение нынешних улиц Карла Маркса и Гагарина (архитектор А.И. Бросман). С башенками эти дома смотрелись бы как ворота. © / Государственный архив Ульяновской области

На выставке облгосархива «Город на бумаге» можно увидеть планы, чертежи, фотографии Симбирска-Ульяновска, который был, есть и которого никогда не было. Экскурсия по «бумажному» городу, которую проводит ведущий архивист Антон Шабалкин, – хороший повод посмотреть на то, что творят архитекторы, под новым ракурсом. Выставка посвящена 370-летию Симбирска-Ульяновска.

   
   

Каменное здание двухэтажной школы кройки и шитья (Ф.Е. Вольсов). Фото: Государственный архив Ульяновской области

Шла кошка…

– Архитектуру называют застывшей музыкой, и, вглядываясь в старую городскую застройку, действительно можно представить какое-то классическое произведение, – говорит Антон Шабалкин. – В Симбирске и у власти, и у инвесторов был запрос на бережное отношение к городской среде – новую застройку старались увязывать со старой. Проекты симбирских архитекторов проходили согласование и утверждались на уровне города или на уровне губернии, поэтому на большинстве чертежей стоит виза высокого чиновника.

Классический пример – здание на углу улиц Можайского и Гагарина, занимающее целый квартал, которое мы знаем как старый корпус ШВЛП. Когда-то здесь была городская богадельня, носившая имена двух купцов – А.П. Кирпичникова и А.П. Конурина. В 1884 году Алексей Петрович Кирпичников передал Городской думе средства, чтобы расширить помещения богадельни и приюта за счёт нового (третьего по счёту) каменного двухэтажного дома. А в 1894 году на новое строительство пожертвовал средства купец Александр Петрович Конурин. Архитектор Виктор Людвигович Ивановский совершил чудо, объединив пять строений разного стиля фигурной кирпичной кладкой с выступами, арками и карнизами.

Впервые на выставке архив показал чертёж одного из старейших симбирских домов, который смотрит на Соборную площадь и вошёл в связку помещений госпиталя ветеранов войн. Он удивителен тем, что рос на протяжении трёх столетий.

Построен был в 90-е годы XVIII века. В 70-е годы XIX века его выкупили под епархиальное училище, в 1885 году по проекту архитектора Алякринского выстроили новый корпус, а в 1899-м надстроили ещё один этаж. В 90-е годы XX столетия по инициативе губернатора Горячева к этому зданию были пристроены новые корпуса госпиталя ветеранов войн.

Кстати, советские архитекторы тоже старались считаться с существующей городской средой. Например, здание ЦУМа, построенное в стиле советского модернизма, хорошо вписалось в историческую улицу Гончарова за счёт «разрыва» между зданиями, в котором разместился фонтан, теперь уже давно бездействующий. А мозаика на тему научно-технического прогресса, изготовленная на глухой стене дома №19, окончательно примирила две эпохи архитектуры на одной улице.

   
   

Какая музыка звучит на улицах Ульяновска последние 20-25 лет, в эпоху буйной точечной застройки?

– Наверное, она ассоциируется со звуками, которые издаёт пианино, по клавишам которого гуляет кошка, – предполагает архивист.

Проект башни городских часов 1943 г. Фото: Государственный архив Ульяновской области

Вместо костёла – кирха

Впервые на выставке «Город на бумаге» архив показал фотографии храмов перед их кончиной в 30-х годах.

– Считается, что два кафедральных храма Симбирска – Троицкий и Николаевский – стояли на площади, которая до недавнего времени называлась площадью Ленина, но ничего подобного, – говорит Антон Шабалкин. – На чертежах видно, что Николаевский стоял за её пределами. Когда говорят, что надо восстановить Троицкий собор, я напоминаю: идея его воздвигнуть возникла в 1815 году, проект Михаил Петрович Коринфский сделал в 1816-м. В 1824-м лично император Александр I серебряной лопаткой заложил первый камень собора, в 1826-м началось строительство, к 1832-му возвели наружные стены, и ещё девять лет заняла внутренняя отделка. Только 15 сентября 1841 года храм освятили. Причём долгострой, который может сравниться только с нашим новым мостом, возводили в период, когда церковь не была отделена от государства.

А вот ещё один любопытный факт: здание на улице Железной Дивизии, которое мы знаем как кирху, Август Шодэ проектировал как католический костёл. Но лютеране, преимущественно немцы, – люди практичные: когда их кирха обветшала, сумели перекупить это здание у католиков.

– Не исключено, что в нашем городе этот проект будет реализован второй раз, – говорит Антон Шабалкин. – Несколько лет назад краевед и научный сотрудник музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Иван Сивопляс заказал у нас в архиве для местной католической общины все сканы чертежей этого здания. Католикам выделяется земля в Новом городе, и возможно там будет построен костёл по проекту Шодэ.

Жилой дом горисполкома. Фасад 1920-е. Фото: Государственный архив Ульяновской области

Крестьяне задавали тон

На выставке в архиве впервые представлены работы симбирских архитекторов второго «эшелона», которые в конце XIX – начале XX столетия проектировали двухэтажные каменные дома… для крестьян. Так в городской архитектуре «аукнулась» отмена крепостного права 1861 года, после которого многие дворяне так и не смогли перестроиться на капиталистические рельсы, а сельские кулаки, напротив, стали богатеть. Великолепное здание на ул. Льва Толстого, 73, которое сейчас принадлежит митрополии, построил купец всего лишь во втором поколении. Александр Александрович Сачков, сын бывшего крепостного человека дворян Родионовых, заказал шикарную перестройку отцовского дома уже самому Августу Шодэ.

А выше по этой же улице – изюминка симбирской архитектуры – административное здание УлГУ, похожее на сказочный нарядный терем с двускатной крышей. Оно было построено в начале XX столетия для местных отделений Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков по проекту Фёдора Ливчака. В одном помещении здания разорявшиеся дворяне оформляли продажу земли, в другом – богатеющие крестьяне – её покупку. А в центре, в общем операционном зале, они завершали сделку.

Проект эспланады на улице Ленина на отрезке между улицами Железной Дивизии и Гончарова (Н.В. Кашкадамова и
Ю.П. Шплет,«Ленгипрогор», 1965 г.). Фото: Государственный архив Ульяновской области

Симбирский зоосад

Не все знают, что перед Первой мировой войной в Симбирске, при областном музее, решили построить добротный зоологический сад. Он открылся в 1915 году и находился на том месте, где сейчас располагается архив новейшей истории (ул. Матросова,16). Медвежонка туда сдал заядлый охотник и городской голова Леонид Иванович Афанасьев. То, что проект родился накануне Первой мировой войны, оказалось его слабым местом.

Когда возникли проблемы с пропитанием не только у животных, но и у людей, зоопарк «распустили». Кого-то из животных продали, кого-то отдали в добрые руки, волков и медведя пришлось застрелить. Из них сделали чучела, которые до сих пор хранятся в краеведческом музее.

P.S. Выставка в облгосархиве будет работать до 21 декабря.

Справки по тел. 73-56-03.

Фото из областного архива предоставлены Антоном Шабалкиным