Волга – это воля
Дмитрий Садовников – автор слов «народной» песни «Из-за острова на стрежень»
Детские годы своей недолгой 36-летней жизни Дмитрий Садовников прожил в доме на симбирском Волжском косогоре недалеко от Петропавловского (ныне Степана Разина) спуска. Потрясающий вид на Волгу и ее просторы, открывающийся отсюда, просто не мог не отразится на творчестве поэта. Волга – это воля. Песни и предания о Стеньке Разине, хранимые народом, которые поэт неустанно собирал.
Дмитрий Николаевич Садовников родился 25 апреля 1847 года в Симбирске (ныне Ульяновск), в небогатой дворянской семье. Отец писателя долгое время работал домашним учителем в семье симбирских помещиков. Рано выучившись читать, прочёл всё, что нашлось в отцовской довольно хорошей библиотеке.
В 1864 г. Д. Садовников поступил в четвёртый класс Симбирской мужской гимназии. Литературные способности проявились довольно рано: с восьми лет он сочинял стихи – подражания русским поэтам, печататься начал, находясь в пятом классе гимназии.
В гимназии основательно выучил английский и перевел «Песнь о Гайавате» Лонгфелло. Выйдя из седьмого класса, переехал в Москву, поступил учителем английского языка к богатому купцу и с ним совершил заграничное путешествие, после чего вновь поселился в Симбирске. В дальнейшем жил то в Петербурге, то в Москве, писал и публиковал свои стихи, а также статьи по истории и этнографии.
В круг общения поэта входили Иван Тургенев, Федор Достоевский…
Его современник симбирский поэт Аполлон Коринфский рассказывал, что Садовников «почувствовал непреодолимое тяготение к народу; как истый волжанин, он полюбил Волгу и родное Поволжье, объездил и даже обошел его вдоль и поперек, узнавая народ и его жизнь путем личного, непосредственного общения с ним. Благодаря этому он обогатил отечественную этнографию ценным вкладом собранных и на месте записанных преданий и образцов простонародного творчества; при этом сам, невольно поддавшись неотразимому обаянию этого творчества, он и в своих оригинальных произведениях придерживался народного колорита и миросозерцания».
С 1873 года Садовников опубликовал ряд стихотворных переложений исторических легенд Поволжского края; их источниками послужили произведения народного творчества, собранные и записанные самим поэтом. Среди них большое место занимает цикл песен о Степане Разине, в том числе "Из-за острова на стрежень..."
Скончался Садовников неожиданно, на 37-м году жизни, 19 декабря 1883 года в Петербурге.
К ВОЛГЕ
Тебе несу стихи, река моя родная,
Они - навеяны и созданы тобой -
Мелькали предо мной, окраскою сверкая,
Как рыбки вольные сверкают чешуей.
Простор песков твоих, лесов живые краски,
Разливы вешние ликующей воды
И темных Жигулей предания и сказки
На них оставили заметные следы.
Я вырос близ тебя, среди твоей природы;
На берегах твоих я речь свою ковал
В затишье вечеров и в шуме непогоды,
Когда, сердитая, ты разгоняла вал...
И я не позабыл, живя с тобой в разлуке,
Разбега мощного твоей живой волны
И вот несу тебе мятежных песен звуки,
Ты навевала их, тобой они полны!..
1 февраля 1883
«Из-за острова на стрежень»
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выбегают расписные,
Острогрудые челны.
На переднем Стенька Разин,
Обнявшись с своей княжной,
Свадьбу новую справляет
И веселый и хмельной.
А княжна, склонивши очи,
Ни жива и ни мертва,
Робко слушает хмельные,
Неразумные слова.
"Ничего не пожалею!
Буйну голову отдам!" -
Раздается по окрестным...
Берегам и островам.
"Ишь ты, братцы, атаман-то
Нас на бабу променял!
Ночку с нею повозился -
Сам наутро бабой стал...
Ошалел..." Насмешки, шепот
Слышит пьяный атаман -
Персиянки полоненной
Крепче обнял полный стан;
Гневно кровью налилися
Атамановы глаза,
Брови черные нависли,
Собирается гроза.
"Эх, кормилица родная,
Волга, матушка-река!
Не видала ты подарков
От донского казака!..
Чтобы не было зазорно
Перед вольными людьми,
Перед вольною рекою, -
На, кормилица... возьми!"
Мощным взмахом поднимает
Полоненную княжну
И, не глядя, прочь кидает
В набежавшую волну...
"Что затихли, удалые?..
Эй ты, Фролка-черт, пляши!..
Грянь, ребята, хоровую
За помин ее души!.."
<1883>
Запечатлевший «живую» Волгу
Дмитрий Архангельский известен как первый учитель великого Аркадия Пластова и акварелист,
запечатлевший в своих акварелях старые улочки Симбирска-Ульяновска и многочисленные волжские виды.
Воду обычно рисовать тяжело. Но, несмотря на трудности, Архангельский добивался такого эффекта, что на его произведениях река течет, а не стоит. Конечно, художнику помог краеведческий опыт, не раз он отправлялся в экспедиции по Поволжью. Но с Волгой на картинах Дмитрия Архангельского медленно движется и время.
Баржи на затонах, иногда целый караван судов около залива… В реальности они выглядят внушительно, даже давят своей силой, массивностью, грузностью, ведь это машины. Но художник с помощью волшебной акварели придает им легкость. Более того, железные, ржавые и деревянные их тела он наделяет душой. Особенно чувствуется это на картине «Старые лодки» (1931 год). Две старые лодки выглядят как два пожилых человека.
Волга всегда была неиссякаемым источником тем и мотивов в творчестве ульяновского художника, но это не значит, что акварели похожи друг на друга. Д.И. Архангельский изображал речные пейзажи, сочетал их с пышными садами, сооружениями на берегах, красками солнца и неба.
До самой смерти Дмитрий Архангельский не расставался с карандашом и кистями. Глядя на акварели художника, понимаешь, что могущество Волги ничему неподвластно, но та эпоха ушла. Изменились берега, уже совсем другие суда ходят по реке, а Симбирск стал Ульяновском.
Будучи сильным живописцем, Дмитрий Иванович Архангельский смог увековечить красоту Волги, о ее прошлом он рассказал будущим поколениям с помощью акварелей.
Смотрите также:
- «Неудобному ленинцу» Жоресу Трофимову выдали персональный самолет Хрущёва →
- Пробежка по ульяновскому некрополю с Иваном Сивоплясом →
- Золотой лирой называли современники Дмитрия Ознобишина →