Волгу в Симбирске воспевали поэты и художники

со старинной открытки / АиФ

Волга – это воля

   
   
Дмитрий Садовников. Фото: АиФ / Симбирская-Ульяновская энциклопедия

Дмитрий Садовников – автор слов «народной» песни «Из-за острова на стрежень»

Детские годы своей недолгой 36-летней жизни Дмитрий Садовников прожил в доме на симбирском Волжском косогоре недалеко от Петропавловского (ныне Степана Разина) спуска. Потрясающий вид на Волгу и ее просторы, открывающийся отсюда, просто не мог не отразится на творчестве поэта. Волга – это воля. Песни и предания о Стеньке Разине, хранимые народом, которые поэт неустанно собирал.  

Дмитрий  Николаевич Садовников родился 25 апреля 1847 года в Симбирске (ныне  Ульяновск),  в небогатой дворянской семье. Отец писателя долгое время работал домашним учителем в семье симбирских помещиков. Рано выучившись читать, прочёл всё, что нашлось в отцовской довольно хорошей библиотеке.

В 1864 г. Д. Садовников поступил в четвёртый класс Симбирской мужской гимназии. Литературные способности проявились довольно рано: с восьми лет он сочинял стихи – подражания русским поэтам, печататься начал, находясь в пятом классе гимназии.

В гимназии основательно выучил английский и перевел «Песнь о Гайавате» Лонгфелло. Выйдя из седьмого класса, переехал в Москву, поступил учителем английского языка к богатому купцу и с ним совершил заграничное путешествие, после чего вновь поселился в Симбирске. В дальнейшем жил то в Петербурге, то в Москве, писал и публиковал свои стихи, а также статьи по истории и этнографии.

В круг общения поэта входили Иван Тургенев, Федор Достоевский…

   
   

Его современник симбирский поэт Аполлон Коринфский рассказывал,  что Садовников «почувствовал непреодолимое тяготение к народу; как  истый  волжанин,  он  полюбил  Волгу и родное Поволжье, объездил и даже обошел  его  вдоль  и  поперек,  узнавая  народ  и  его жизнь путем личного, непосредственного  общения  с ним. Благодаря этому он обогатил отечественную этнографию  ценным  вкладом  собранных  и  на  месте  записанных  преданий и образцов  простонародного  творчества;  при  этом  сам,  невольно поддавшись неотразимому   обаянию   этого   творчества,   он  и  в  своих  оригинальных произведениях  придерживался  народного  колорита  и  миросозерцания». 

С 1873   года   Садовников  опубликовал  ряд  стихотворных  переложений исторических  легенд Поволжского края; их источниками послужили произведения народного творчества, собранные и записанные самим поэтом. Среди них большое место  занимает  цикл  песен о Степане Разине, в том числе "Из-за острова на стрежень..."

Скончался  Садовников  неожиданно,  на 37-м году жизни, 19 декабря 1883 года в Петербурге.

К ВОЛГЕ

 

                   Тебе несу стихи, река моя родная,

                   Они - навеяны и созданы тобой -

                   Мелькали предо мной, окраскою сверкая,

                   Как рыбки вольные сверкают чешуей.

                   Простор песков твоих, лесов живые краски,

                   Разливы вешние ликующей воды

                   И темных Жигулей предания и сказки

                   На них оставили заметные следы.

                   Я вырос близ тебя, среди твоей природы;

                   На берегах твоих я речь свою ковал

                   В затишье вечеров и в шуме непогоды,

                   Когда, сердитая, ты разгоняла вал...

                   И я не позабыл, живя с тобой в разлуке,

                   Разбега мощного твоей живой волны

                   И вот несу тебе мятежных песен звуки,

                   Ты навевала их, тобой они полны!..

 

                   1 февраля 1883

 

                        «Из-за острова на стрежень»

 

                         Из-за острова на стрежень,

                         На простор речной волны

                         Выбегают расписные,

                         Острогрудые челны.

 

                         На переднем Стенька Разин,

                         Обнявшись с своей княжной,

                         Свадьбу новую справляет

                         И веселый и хмельной.

 

                         А княжна, склонивши очи,

                         Ни жива и ни мертва,

                         Робко слушает хмельные,

                         Неразумные слова.

 

                         "Ничего не пожалею!

                         Буйну голову отдам!" -

                         Раздается по окрестным...

                         Берегам и островам.

 

                         "Ишь ты, братцы, атаман-то

                         Нас на бабу променял!

                         Ночку с нею повозился -

                         Сам наутро бабой стал...

 

                         Ошалел..." Насмешки, шепот

                         Слышит пьяный атаман -

                         Персиянки полоненной

                         Крепче обнял полный стан;

 

                         Гневно кровью налилися

                         Атамановы глаза,

                         Брови черные нависли,

                         Собирается гроза.

 

                         "Эх, кормилица родная,

                         Волга, матушка-река!

                         Не видала ты подарков

                         От донского казака!..

 

                         Чтобы не было зазорно

                         Перед вольными людьми,

                         Перед вольною рекою, -

                         На, кормилица... возьми!"

 

                         Мощным взмахом поднимает

                         Полоненную княжну

                         И, не глядя, прочь кидает

                         В набежавшую волну...

 

                         "Что затихли, удалые?..

                         Эй ты, Фролка-черт, пляши!..

                         Грянь, ребята, хоровую

                         За помин ее души!.."

 

                         <1883>

Запечатлевший «живую» Волгу

Дмитрий Архангельский известен как первый учитель великого Аркадия Пластова и акварелист,

Дмитрий Архангельский Фото: АиФ / Симбирская-Ульяновская энциклопедия

запечатлевший в своих акварелях старые улочки Симбирска-Ульяновска и многочисленные волжские виды.

Досье АиФ
Досье Родился в 1885 году. Окончил Симбирскую духовную семинарию, сдал экзамен в Академии живописи в Санкт-Петербурге на звание учителя рисования. С 1908 по 1934 годы преподавал в различных учебных заведениях Симбирска-Ульяновска. Основные произведения: линогравюры, литографии, офорты, акварели. Умер в 1979 г.

 

Воду обычно рисовать тяжело. Но, несмотря на трудности, Архангельский добивался такого эффекта, что на его произведениях река течет, а не стоит. Конечно, художнику помог краеведческий опыт, не раз он отправлялся в экспедиции по Поволжью. Но с Волгой на картинах Дмитрия Архангельского медленно движется и время.

Баржи на затонах, иногда  целый караван судов около залива… В реальности  они выглядят внушительно, даже давят своей силой, массивностью,  грузностью, ведь это машины. Но художник с помощью волшебной акварели придает им легкость. Более того, железные, ржавые и деревянные их тела он наделяет душой. Особенно чувствуется это на картине «Старые лодки» (1931 год). Две старые лодки выглядят как два пожилых человека.

Волга всегда была неиссякаемым источником тем и мотивов в творчестве ульяновского художника, но это не значит, что акварели похожи друг на друга. Д.И. Архангельский изображал речные пейзажи, сочетал их с пышными садами, сооружениями на берегах, красками солнца и неба.

Фото: АиФ / С акварели Д.Архангельского

Зимний пейзаж 1922 г. Фото: АиФ / С акварели Д.Архангельского

До самой смерти Дмитрий Архангельский не расставался с карандашом и кистями. Глядя на акварели художника, понимаешь, что могущество Волги ничему неподвластно, но та эпоха ушла. Изменились берега, уже совсем другие суда ходят по реке, а Симбирск стал Ульяновском.

Будучи сильным живописцем, Дмитрий Иванович Архангельский смог увековечить красоту Волги, о ее прошлом он рассказал будущим поколениям с помощью акварелей.

 

Смотрите также: