Два по сто
Примечательно, что судьбу мемориального ансамбля, построенного к 100-летию Ленина, обсуждали в год 100-летия революции, которую он организовал. Поводом для разговора стала реконструкция фасада гостиницы «Венец». Автор проекта архитектор Олег Владимиров показал коллегам несколько вариантов. Все они предполагают облицовку здания современными материалами. Это в четыре-пять раз дороже самого бюджетного варианта, если фасад просто оштукатурить. Но его никто не рассматривает.
– Задача – воссоздать первоначальную красоту, – говорит Олег Владимиров. - Но нет такой технологии, которая позволила бы восстановить существующую стеклянную плитку на фасаде здания гостиницы. Пока речь идёт только о реконструкции низкой части здания. Финансирование местное, конкретную сумму не называют. Чтобы привести в порядок высотную часть, придётся заплатить гораздо дороже. В начале года на одном из совещаний экс-пресс-секретаря губернатора Александра Чепухина прозвучало, что для косметического и капитального ремонта гостиницы необходимо 150 млн рублей.
Между тем, гостиницу «Венец» нельзя рассматривать отдельно от мемориального ансамбля, построенного к 100-летию Ленина. А значит, выбирая сегодня фасад для «Венца», нужно держать в уме как минимум Мемцентр, здание педуниверситета и первой школы. И не только здания.
Не нашлось бизнесмена
До сих пор о сохранении советского модернизма вообще не думали. Самое яркое подтверждение – судьба ЦУМа, который пережил реконструкцию. Это первый пример, который вспомнили архитекторы: «Прекрасное здание уничтожено, мы получили чисто утилитарную экономическую модель». Если этого не произошло ещё с гостиницей «Венец», то только потому, что не нашлось такого крупного бизнеса в Ульяновске, который мог бы её целиком скушать. Однако фрагмент низкой части «Венца» принадлежит бизнесмену Сергею Герасимову, и она уже выбивается из общей концепции здания. Вот такое мнение профессионалов.
Вольное отношение к архитектуре советского модернизма Олег Владимиров объясняет отсутствием понимания в массовом сознании, что этот культурный слой надо сохранять. Плюс сложности с законодательством: статуса «объект культурного наследия» не имеют даже здания мемориального ансамбля. Плюс невозможность использовать старые материалы для реконструкции, недостаточное финансирование… На взгляд архитектора, необходимо в первую очередь изучить общественный запрос. Иными словами: надо понять, что население думает о советской архитектуре и её дальнейшей судьбе. Вероятно, для этого потребуется целое исследование.
А пока на сайте мы провели мини-опрос «Нужно ли в Ульяновске сохранять архитектуру советского модернизма?».
62% наших респондентов ответили утвердительно, 8% считают, что «не нужно, ничего ценного в ней нет», 31% убеждены, что нужно, хотя бы для того, чтобы город выглядел опрятно. И ни один человек не сказал, что его эта тема совершенно не интересует.
Смотрите также:
- Ирина Зубова: «На смену историческим объектам приходят банальные «коробки» →
- Александр Капитонов: «Чтобы сохранить родной город, надо его любить…» →
- Архитектура на разрыв. Чёрные дыры городской застройки Ульяновска →