Ленин и московские штучки. Как преобразится мемориальная зона Ульяновска?

Из-за батутов и мемориала-то не видно. © / Светлана ЧЕРНЫШОВА / АиФ

В последние годы прогулки по Венцу оставляют двоякое впечатление. С одной стороны - восхищающие взгляд волжские просторы, живописные клумбы и не менее живописная архитектура, с другой - потрескавшийся асфальт, хаотичным образом расставленные киоски и тиры, выцветшая детская площадка, загораживающая вид на мемцентр. В ближайшее время картина должна измениться, правда пока не очень ясно, как именно.

   
   

Слои истории или новое время?

О том, что власти намерены привести самую узнаваемую территорию города и области в достойный ее статусу вид, стало известно в начале мая, когда московское архитектурное бюро Megabudka согласилось взять на себя разработку концепции развития пространства от бульвара Пластова до Владимирского сада, от улицы Спасской до Нового Венца. Столичные специалисты затягивать процесс не стали и уже в первых числах июля представили на суд общественности свои наработки.

Фото: АиФ/ Светлана ЧЕРНЫШОВА

Первая из них касается позиционирования территории, то есть определение ключевого направления её развития. Здесь архитекторы усмотрели четыре возможных варианта.

«Первое направление – «Слои истории», - рассказывает архитектор «Мегабудки» Антон Горовой. - Сейчас у нас есть площадь, посвящённая Ленину и модернизму, но многие исторические эпохи скрыты от глаз. Будет интересно, если и их отражение найдёт место в будущем благоустройстве территории. Второе направление – «Ностальгия по СССР» - продвигает модернизм и раскрывает тему наследия Советского Союза. Третье – «Самовыражение жителей» - подразумевает создание площадок для общения, культурного обмена и проявления талантов. Четвёртое – «Новое время» - аккумулирует современные подходы к созданию общественных пространств».

Китайская тема

Интересную ремарку сделал присутствовавший на презентации директор регионального агентства по туризму Денис Ильин.

«Мы сейчас пытаемся уйти от зацикливания на Ленине. Мы очень плотно работаем с федеральными туроператорами, и они не ставят в продажу Ульяновск с точки зрения Ленина и ленинских мест, поскольку эта тематика не продается. «Красный маршрут» – это больше китайская тема, нам же сейчас нужно ориентироваться на российских туристов, а им Ульяновск больше интересен как город на Волге, центр Поволжья».

Фото: АиФ/ Светлана ЧЕРНЫШОВА

А вот лидер КПРФ Геннадий Зюганов китайских товарищей со счетов сбрасывать не спешит. 7 июля на встрече Президента РФ с руководством Государственной Думы и главами фракций лидер российских коммунистов заявил следующее:

   
   

«Мы в Ульяновске организуем вместе с китайскими друзьями «красный маршрут». У них в этом году двадцатый съезд, они программу на 30 лет вперёд продумывают. Это будет 10 – 12 миллионов, это большой доход. Мы завершаем там реконструкцию ленинского центра, и [есть] великолепная программа по новейшим технологиям и развитию авиационной техники» (цитата из стенограммы встречи, опубликованной на официальном портале Президента РФ).

Впрочем, туристы – неважно какие, российские или импортные – приедут и уедут, а нам здесь жить.

Главное - деликатность

Чтобы вдохнуть в мемориальную зону новую жизнь, столичные архитекторы намерены привнести в неё и некие элементы активности: детские площадки, сцены, скейт-парк, кафе и т.д. Сейчас всё это тоже имеется, но расположено скорее наобум, москвичи же предлагают сконцентрировать такие элементы в одной зоне: либо на бульваре Новый Венец, либо на эспланаде, либо в сквере на бульваре Пластова.

Фото: АиФ/ Светлана ЧЕРНЫШОВА

Работа над концепцией продолжается. Будем надеяться, что столичные специалисты смогут прочувствовать атмосферу города и подойти к его преображению со всей деликатностью.

«Я очень настороженно ко всему этому отношусь, - признаётся ульяновский архитектор Олег Владимиров. – Москвичи могут до конца не понять всю сложность историко-культурного напластования, которое здесь присутствует. Территория достаточно серьёзная, и перенасыщать её какими-то новомодными столичными штучками было бы неуместно. И потом: это достопримечательное место, и к нему предъявляются очень жёсткие требования, у каждого объекта культурного наследия есть граница охраняемой территории, там тоже свои регламенты. И такой ещё момент – события, связанные со специальной военной операцией, как-то меняют восприятие действительности: сейчас следует уделять больше внимания историко-культурным аспектам территории, нежели каким-то модным штучкам. Было бы интересно рассмотреть способы обозначения утраченных объектов. Есть разные способы, как это сделать: можно контур воссоздать в виде лёгкого каркасика, можно задействовать газоны… Если бы мы смогли обозначить какие-то элементы кремля, то историческая глубина восприятия резко бы изменилась. Было бы намного интереснее».

Фото: АиФ/ Светлана ЧЕРНЫШОВА

А вот от чего бы не помешало избавиться, так это от мемориальных досок на эспланаде и детской площадки у мемориала. Само здание очень строгое, брутальное, мощное, являющее собой пример высокой архитектуры, и его соседство с такими несерьёзными элементами принижает его значимость, а сама среда становится пошловатой.