С проблемами, связанными с мировым экономическим кризисом, столкнулись практически все предприятия Ульяновской области, и каждое решало и продолжает решать их по-своему - в разной степени успешно.
Не обошли кризисные явления и одно из крупнейших и стабильно работающих предприятий нашего региона - ОАО "Ульяновский мебельный комбинат". Впрочем, его руководителю Анатолию Еленкину не впервые пришлось столкнуться с подобной ситуацией. Он известен как один из наиболее эффективных антикризисных управляющих, вдохнувших новую жизнь не в одно предприятие, "лежавшее на боку". Собственно, и мебельная фабрика в то время, когда он восемь лет назад начал здесь работать, считалась "мертвым" активом... А теперь она является одним из лидеров мебельного производства не только в ПФО, но и по всей России.
- Анатолий Георгиевич, был ли для вас кризис неожиданностью?
- Он стал неожиданностью для всех, и я - не исключение. У нас были серьезные планы по развитию производства - практически успели построить новый корпус площадью около 5000 квадратных метров. Для него собирались закупить новое современное оборудование - высокопроизводительные немецкие и итальянские станки. От многих планов пришлось временно отказаться, но ничего катастрофического для нашего предприятия не произошло, поскольку у нас не было каких-либо серьезных долгов и других крупных финансовых обязательств. Но и без негативных последствий не обошлось... В сентябре-октябре 2008 года мебельный рынок испытал шок - никто не знал и не мог знать, что произойдет в ближайшем будущем, и поэтому люди не рисковали делать крупные покупки, в том числе и мебель.
- Но, насколько я знаю, производство у вас не остановилось...
- Качественная и красивая мебель нужна всегда - на это мы и рассчитывали. К концу года обычно начинается сезон продаж, и ноябрь-декабрь мы работали стабильно и выполнили в полном объеме годовую производственную программу. Однако начиная с января "кривая" продаж резко пошла вниз. Так бывает каждый год, но на этот раз спад был очень чувствительным. Пришлось пойти на непопулярные меры. По согласованию с профсоюзом мы были вынуждены предложить сотрудникам по очереди уходить в административные отпуска, переносить рабочие дни на осень. Но при этом никого не сокращали и даже в полном объеме сохранили размеры оплаты труда. Нам дороги наши сотрудники - это высококлассные специалисты, и решать проблемы предприятия за их счет было бы не только бесчестно, но и расточительно.
- Но все равно пришлось закрыть производственные цеха в Заволжье...
- Мы надеялись, что в июле начнется традиционный подъем уровня продаж, но, к сожалению, не дождались... За первое полугодие объемы производства упали более чем на 30%. Пришлось задуматься о более масштабной оптимизации затрат. Решили два предприятия объединить на одной площадке и работать там с полной загрузкой. Провели общее собрание коллектива, сообщили, что главное для нас - сохранить кадры, и никаких сокращений не будет. Понимали, конечно: из Заволжья перейдут работать не все - кто-то захочет найти работу поближе. И с этим проблем ни у кого не возникло - жаль только, что определенная часть подготовленных нами специалистов работает теперь у наших конкурентов... Но главное - без работы никто не остался.
К осени ситуация стабилизировалась, и мы начали наверстывать потери первого полугодия. Пришлось даже работать сверхурочно.
- Но, наверное, это произошло не само собой... Какие меры были приняты, чтобы вновь обеспечить рост производства?
- Прежде всего, мы начали гораздо больше внимания уделять сбыту и маркетингу - даже приняли и новых сотрудников на это направление деятельности. Многих своих менеджеров переориентировали с производственных вопросов на продажи. Начали расширять контакты, развивать выставочную деятельность, рекламу. Привели в соответствие с лучшими европейскими стандартами наши магазины, сделали их наиболее привлекательными для клиентов. У нас есть фирменный магазин на улице Кирова, магазин в Новом городе - все капитально отремонтировали.
Благодаря усилиям генерального директора Георгия Павленкова антикризисные меры вылились в новую экономическую политику: именно в кризисный период мы стали больше средств вкладывать в продвижение своей продукции. Кроме этого, мы начали активно работать по близлежащим городам - открыли бренд-секции в Нижнем Новгороде и Самаре. По нашим чертежам и разработкам аналогичные торговые точки в ближайшее время откроются в Ижевске, Казани, Оренбурге. Вся маркетинговая работа в период кризиса была построена на иных принципах, чем раньше, и этот опыт позволит нам успешнее развиваться и после того, как кризис действительно закончится.
- А когда, по вашему мнению, это произойдет?
- Не буду ничего утверждать наверняка, но готовиться надо к любому развитию событий. По нашим собственным прогнозам до реального окончания кризиса еще далеко, и будущий год, скорее всего, будет не менее проблемным, чем текущий.
Мы сейчас подводим итоги 2009 года, и в целом они примерно такие же, как за 2008 год. Даже оказалось, что и налогов мы заплатили больше, чем в прошлом году. Благодаря оживлению рынка во втором полугодии средняя заработная плата увеличилась примерно на 15%. При этом мы делали новые покупки для производства, открывали торговые точки, не создавая долгов.
Полностью оборудовали новый цех - частью вновь приобретенным оборудованием, частью - тем, что перенесли с заволжской площадки.
- Прогноз не самый утешительный, но, похоже, на программу действий он никак не повлиял...
- Отступать нам некуда. Куда проще сохранить и кадры, и производственные мощности, чем потом восстанавливать все с нуля. Я слишком хорошо помню, что происходило здесь восемь лет назад: не было не то что толковых специалистов - вообще работать некому было. И главное для меня - не допустить, чтобы подобная ситуация повторилась. За эти годы удалось собрать людей, многих обучить профессии, постоянно повышать квалификацию работников. Потеря каждого специалиста - это оголение какого-то участка. Мы не только вовремя и в полном объеме выплачиваем зарплату - мы сохранили все социальные выплаты, проводим корпоративные меро-приятия, детские праздники. Продолжает работать и спортивный комплекс - зал для волейбола, баскетбола и мини-футбола, тренажерный зал, бассейн, сауна. Все это доступно каждому работнику предприятия, поскольку нам дороги их здоровье и физическая форма. Постоянно действует программа поддержки ветеранов - мы ежеквартально выплачиваем им денежное вознаграждение как прибавку к пенсии. За последние пять лет сумели добиться присвоения звания "Ветеран труда Российской Федерации" очень большой группе наших бывших работников. Сейчас они получают серьезные социальные льготы.
- Не слишком ли обременительно содержать такую обширную социальную сферу?
- Среди предприятий сейчас идет серьезная конкуренция за квалифицированные кадры, и развитая социальная сфера дает нам большие преимущества. В последнее время много говорят о социальной ответственности бизнеса. Уверен, что быть социально ответственным - это не только нравственная категория, но и экономическая. Сейчас созданы условия, когда содержание социальной сферы выгодно - это способ привлечь и удержать лучших специалистов.
Уже не первый год властями региона ведется политика активного привлечения инвестиций в область - строятся новые фабрики, новые заводы, а численность населения у нас не увеличивается. Так что конкуренция за рабочую силу будет только обостряться. У нашей проходной уже стояли "агитаторы" - зазывалы, которые раздавали анкеты, обещали нашим сотрудникам большую зарплату "на стороне". А мы уже тогда чувствовали дефицит кадров. И в таких условиях нужно искать другие способы удержать людей - не только деньгами. Поэтому у нас активно работает профсоюз, спорткомплекс, поэтому мы решаем вопросы по устройству детей в детские сады - очереди сейчас нет. Если есть цель стабильно работать - в социальной сфере надо быть впереди всех остальных.
Смотрите также:
- Прорвёмся? Как Ульяновская область сможет преодолеть кризис →
- Где молодым ульяновцам добиться успеха и заработать денег? →
- Как трудоустроились выпускники ульяновских вузов? →