повышение нормативов - объективная необходимость

   
   

Корректировки... Сверхнормативы... Слова, пугающие многие ульяновские семьи. Казалось бы - неизбежность, безысходность. Особенно для малоимущих. Но ситуацию можно изменить.

Так называемые дополнительные счета за тепло планируется выставлять ульяновцам из-за того, что в настоящее время более 80 процентов жилых домов в городе не имеют приборов учета тепловой энергии. И возникает проблема - энергетики отпускают определенное количество тепла на обогрев жилья, а точно сосчитать его в большинстве случаев у потребителей нет технической возможности. И тогда, в соответствии с действующим законодательством, расчет за отопление ведется исходя из нормативов потребления населением теплоресурсов. Но вся беда в том, что сегодня эти нормативы искусственно занижены и не соответствуют объемам фактического потребления тепла жителями. Во многом отсюда и многолетний бич г. Ульяновска - постоянные огромные долги коммунальных и жилищных организаций перед Волжской ТГК.

Неплатежи за тепло, как вирус, лихорадят городскую энергосистему, порождают серьезные проблемы в теплоснабжении. Люди остаются без горячей воды или жалуются на холод в своих квартирах.

Но выход найден. В августе городским комитетом по регулированию цен и тарифов были приняты новые, реальные нормативы потребления коммунальных услуг - по отоплению, холодному и горячему водоснабжению и водоотведению. Эти нормативы приняты в соответствии с законодательными актами российского Правительства и прошли независимую экспертную оценку. Так что сомневаться в их обоснованности абсолютно не приходится.

Подтверждают правильность расчетов новых нормативов и руководители управляющих компаний и ТСЖ. Жилищники, выступая в СМИ, говорят о том, что нормативы сейчас почти приведены в соответствие с фактическим потреблением.

Да, избежать роста платы за жилищно-коммунальные услуги не удастся. Но на защиту населения в такой ситуации встает закон. Какие бы ни были тарифы, плата за коммунальные услуги не должна превышать 22 процента от совокупного дохода семьи. Если все-таки в итоге получается больше, квартиросъемщику обязаны предоставить компенсацию или субсидию. Кроме того, в компетенции городских властей - и исполнительных, и законодательных - включить в бюджет дополнительные средства, необходимые для адресной социальной поддержки малоимущих граждан.

Важен еще один положительный момент вновь утвержденных нормативов. Субсидия на ЖКУ не распространяется на сверхнормативное потребление, и при действующих нормативах ульяновцы обязаны оплатить его полностью из собственного кармана. Новые же нормативы позволяют жителям рассчитывать на получение компенсации за ЖКУ, если, как было сказано выше, их расходы на коммунальные услуги превысят планку в 22 процента от дохода семьи.

Принятые нормативы потребления коммунальных услуг, однако, не отменяют необходимости периодически производить жителям корректировку платы за отопление и горячее водоснабжение. Такое право исполнителям коммунальных услуг дает Постановление Правительства РФ N 307. Но новые нормативы позволят значительно уменьшить размер таких доплат.

Если люди не желают платить "по-среднему", а только за фактическое потребление услуги, им необходимо свои квартиры оснастить приборами учета, а также нужно через свои управляющие компании, ТСЖ или ЖСК добиваться установки общедомовых счетчиков на отопление и ГВС. Это позволит жильцам увидеть, в каком реально объеме они расходуют энергоресурсы. И именно этот объем и будет подлежать оплате.

Если благодаря приборам учета жители убедились, что они израсходовали очень большое количество тепла, то никто не мешает им начать его беречь и экономить. И одним из самых эффективных методов в вопросе рационального использования энергоресурсов является установка в каждом доме регулировочной арматуры. Заниматься этим также обязаны УК, ТСЖ и ЖСК. Холодно в доме - подкрути регулятор, слишком жарко - регулятор вновь поможет.

Интересные данные приводят специалисты управляющих организаций. Если в доме нет общедомового счетчика и регуляторов, отсутствует счетчик и в квартире, то данный квартиросъемщик платит за отопление и ГВС по нормативу, а не за реальные объемы и качество. И кроме того, за эти услуги ему могут выставить значительные суммы в виде корректировки по итогам квартала или года (например, за места общего пользования). Когда же в квартире имеется прибор учета и сам дом оснащен общедомовым счетчиком и регулировочной арматурой, житель точно знает, какое количество тепла он потребил, и оплачивает его по факту регулировки - как отрегулировал, так и заплатил. В этом случае необходимость корректировки платы за ГВС и отопление может и не возникнуть.

Вывод прост. Учет и регулировка - экономия ресурсов плюс обеспечение комфортных условий проживания - экономия семейного бюджета и отсутствие долгов перед энергетиками. У последних появляются все условия не только стабильно снабжать город теплом, но и вкладывать средства в развитие энергосистемы на благо экономики и горожан.

Смотрите также: