"Если не гребёшь, ты для воды - мусор", - так говорит о сплавах по горным рекам заядлый водник Андрей Гаврилов. Восемь ульяновцев под его руководством две недели доказывали уральской реке Зилим, что они - не мусор! В их числе доказывала это и я - автор статьи.
Два катамарана, байдарка, девять рюкзаков - арсенал борьбы с цивилизацией готов!
Живая мёртвая вода
Что скрывать, наша группа - водники-дилетанты. Из восьми участников (Андрей - наш адмирал!) только половина держали в руках весло, и то на речках вроде флегматичной Свияги. И хотя Зилим почти не уступает в невозмутимости ульяновской сестре, в большую весеннюю воду (разгар сезона сплавов) он бывает по-настоящему грозен.
Самая заманчивая опасность для туристов-водников на Зилиме - длинный порог Кысык, что в переводе с башкирского означает "узкий". Признаться, мурашки по коже бегают до сих пор, стоит вспомнить четыре километра бешеной воды, которую пенят и рвут изнутри десятки огромных валунов.
Готовились к прохождению тщательно: каски, чтобы при перевороте головой не поймать дурной камень, спасательные жилеты - обязательная страховка даже опытного пловца.
Благо, испытать эти предосторожности в деле нам не пришлось. А в общей сложности, Кысык позволил нашему двухместному катамарану покорить себя больше 15 раз: двое проходили, потом всей командой тащили судно к началу порога. Вот такие "покатушки"!
250 метров вертикали
Зилим протекает по горной низине, поэтому каждый из нас почувствовал себя чуть-чуть-героем песен Высоцкого. Толпаровские скалы - самая высокая вертикальная стенка на протяжении всего маршрута. От воды перпендикуляром взлетает вверх 250-метровая громада. Она настолько плоская, что не позволяет уцепиться за себя даже самым приспособленным растениям-"альпинистам".
Из 9 человек взобраться на скалу решились только трое отважных. Сначала они победили свой сон (четыре часа утра по местному времени - только два часа в Ульяновске), потом нашли ведущую на вершину тропинку и ещё два часа, цепляясь руками, ногами, зубами за растения, камни и землю, шли на заветную вершину. Не Эверест, но всё же!
Сосульки, "растущие" из пола
Ни один уважающий себя турист, сплавляющийся по Зилиму, никогда не пропустит ещё одной местной достопримечательности - Киндерлинской пещеры, по-другому - Пещеры 30-летия Победы.
Настоящие сталактиты - те, что "произрастают" на потолке пещер, и сталагмиты - их собратья, "растущие" из пола, украшают каменный лабиринт. Шкуродёры - узкие проходы между залами пещеры. (Кто здесь страдает клаустрофобией?!) Высокие пололки до семи метров и глубокие колодцы аж до 20... Здесь встречаешься со своим страхом с глазу на глаз!
Но многое эта пещера скрыла бы от нас, если б не счастливая случайность! Настоящие спелеологи - исследователи пещер из Магнитогорска, - стояли лагерем всего в сотне метров от нас. Они вызвались сопровождать нашу братию в каменном царстве. А когда перед 14-метровым вертикальным верёвочным спуском "на руках" половина группы сказала: "Назад!" - их тут же отправили на божий свет. Смельчаков же, не побоявшихся высоты, повели дальше - в зал "Небоскрёбы Нью-Йорка", где пещера "взлетает" так высоко, что сложно дотянуться фонарём, и "Органный зал" - столетний труд воды выгравировал на его стенах подобие органных труб.
На следующий день мы уже гнали судна к посёлку Имендяшего, где нас встречала маршрутка. В пыльный Ульяновск к друзьям, работам, университетам... Но, как написал наш поэт Паша, сидя на скамейке Уфимского вокзала, "мысленно ушёл уж я в те далёкие края, где речка льётся очень быстро, и мы идём по ней со свистом!".
Смотрите также:
- Частушки в Иерусалиме. Как Симбирск «победил» Святую землю →
- История, которую рассказал старый скрипичный футляр →
- "Одной левой!" →