Наценку снизили - цены растут

   
   

В позапрошлом номере "АиФ-Ульяновск" мы информировали наших читателей о том, что областные власти рассчитывают снизить средние цены на лекарства в Ульяновской области на шесть процентов путем ограничения оптовой торговой наценки до десяти процентов вместо пятнадцати.

И обещали проконтролировать результаты данной меры...

Местных оптовиков не существует

Срок вступления в силу соответствующего распоряжения миновал 14 июня, однако обещанного снижения цен на лекарства не произошло. Чтобы выяснить, в чем причина, мы обратились непосредственно к работникам аптек. И выяснилось, что снижение "планки" оптовой наценки в принципе не может повлиять на цены.

Розничная наценка в 25% была установлена еще во времена губернатора Юрия Горячева. Что касается оптовой наценки, то ее реальный уровень местные контролирующие органы отследить не в состоянии. Дело в том, что в Ульяновской области не зарегистрировано ни одного оптового поставщика лекарственных препаратов. По словам руководителей некоторых аптечных сетей, оптовиков "задушили" тогда же, когда установили розничную наценку в 25%. И все оптовые поставки лекарств сейчас идут из-за пределов области - из Москвы, Чебоксар, Самары и Казани. А поскольку местных оптовиков просто не существует, то и контролировать некого. А куда пошлют наших "контролеров" за пределами региона - догадаться нетрудно.

Их не проверить и не наказать

Кроме этого, в накладных, которые предоставляют иногородние поставщики, и так не встречается оптовых наценок выше 5-7%, выше десяти процентов никто и не показывает, а сколько они реально накручивают - неизвестно. Более того, в "цепи" оптовиков обычно бывает несколько фирм, и каждая накручивает свой процент. К ним не прийти, не устроить проверку, не наказать за нарушения - это вне пределов компетенции местных властей.

Есть и еще одна причина, по которой прогноз на снижение цен после 14 июня можно считать, по меньшей мере, поспешным: аптечные сети закупают лекарства большими партиями, и они за один-два дня не раскупаются. Срок реализации растягивается на недели и месяцы, а значит, даже если и удастся какими-то неведомыми путями реально снизить оптовую наценку, то и на розничных ценах это может отразиться далеко не сразу.

Положение осложняется еще и тем, что в розничной торговле лекарственными препаратами местные аптечные сети - как частные, так и государственные - занимают не более половины рынка. Все остальные - тоже иногородние. А значит, практически невозможно проверить, придерживаются ли они предельно допустимой местной розничной наценки в двадцать пять процентов.

Статистика и факты - не одно и то же...

Кстати, работники мест-ных аптек утверждают, что официальные данные о том, что лекарства с начала года подорожали в Ульяновской области лишь на 14%, не соответствуют действительности - цены растут куда более стремительными темпами. Например, элементарная марганцовка "подпрыгнула" в цене с начала года с семи до сорока рублей, мазь "Лиатон" до 1 января стоила 110 руб, а сейчас - под 300! Отдельные наименования лекарств подорожали более чем втрое, а в среднем рост цен составил не менее 50%. Причем в наибольшей степени подорожали дешевые лекарства.

Цены не собираются останавливаться! И одна из главных причин этого в том, что у нас практически не осталось отечественной фармацевтической промышленности. Даже те заводы, что еще работают на территории России, скуплены иностранными фирмами. И как-то изменить положение - во-первых, не дело одного дня и даже года, а во-вторых, уж никак не в компетенции региональной власти.

Возникает вопрос, откуда и зачем возник этот миф о скором снижении цен на лекарства. В чем причина - в безграмотности чиновников от здравоохранения? Или это просто неудачная акция? Скорее всего, и то и другое. Во всяком случае, очевидно одно: тот, кто это придумал, подставил областную власть, обременив ее невыполнимым обещанием.

Смотрите также: