Белый генерал из "Красного партизана"

   
   

В глубине старого кладбища на улице Карла Маркса ржавеет металлический крест со скромной табличкой: "Постовский Владимир Иванович. Умер 24 ноября 1957 года".

"Прост, честен, смел и беспощаден"

Так отзывался командующий белой Добровольческой армией Антон Деникин о своём сподвижнике и подчинённом. Постовский командовал Сальским отрядом, прославившимся в боях против численно и качественно превосходящих красных.

Владимир Иванович не соответствовал картинно-романтичному облику белого добровольца - небольшого роста, с "заурядным" лицом, в видавшей виды солдатской шинели, подпоясанной верёвкой. Генеральские погоны нарисованы на плечах химическим карандашом.

Но за воина говорили дела. В возрасте 33 лет, весной 1919 года, боевой полковник Постовский получил чин генерал-майора. А в ноябре красные радовались гибели Постовского в роковом сражении при Касторной. Впрочем, слух о смерти Владимира Ивановича оказался сильно преувеличенным. Гражданская война для генерала закончилась лишь в апреле 1920 года. Он покинул Россию еще до окончательного поражения белых, не в состоянии перенести грызни и интриг, сотрясавших их нестройные ряды.

Эмигрант

и "возвращенец"

Постовский обосновался в Париже. Он трудился управляющим у одного американского миллионера, жена открыла собственное ателье. Но деньги, жилище, сытый быт не могли скрасить разлуки с Родиной. Особенно в 1941-м, когда фашисты напали на Советский Союз. Бывший белогвардеец искренне переживал за неудачи Красной Армии и радовался ее победам. После войны Владимир Иванович принял советское гражданство и стал призывать других "русских французов" к возвращению в СССР. Их называли "возвращенцами". В 1947 году экс-генерал ступил на советскую, нет, русскую землю.

Родина Ленина

Желанная Родина встретила реэмигранта без радости. Жить в столицах ему категорически запретили. Для поселения Постовский выбрал Ульяновск-Симбирск, где служил в юности. Генерал с женой Марией Васильевной снимали комнату в домике по улице Минаева. Жилище Постовских поражало советских провинциалов невиданным парижским шиком. Из Франции им удалось привезти "мебель, кухонную утварь, занавески, ковры. Эта пара всем нравилась, и у них довольно быстро появились знакомые "на верхах".

В разговорах Владимир Иванович охотно вспоминал Гражданскую войну, тепло отзываясь о Деникине: как офицеры за глаза называли того "Царем Антоном", как избегал главнокомандующий разговоров о политике, подчёркивая, что он солдат, "а про политику пусть другие думают". В августе 1951 года советская власть упрятала немолодого "болтуна" за решетку. Он провел в заключении долгих 10 месяцев.

"Красный партизан"

Жилось на скудную пенсию чете Постовских непросто. Мария Васильевна шила платья дамам из "общества" и давала уроки французского. А бывший белый генерал устроился учетчиком в инвалидную артель с названием: "Красный партизан". Занимательно, что артель эту в середине 1930-х годов открыли специально для трудоустройства бывших участников Гражданской войны. Но едва ли кто и помыслить мог, что в одном "инвалидном строю" станут трудиться бывшие классовые враги!..

Поначалу "красные партизаны" с сомнением поглядывали на "белоказака". Однако работал Владимир Иванович исправно и скоро заслужил уважение коллектива. Ежедневно пешком шагал он на службу на улицу Федерации и очень уставал, болело сердце. Сердечная хворь свела 71-летнего Владимира Ивановича в могилу. Белый генерал скончался на казённой койке в областной больнице.

"Я хочу лежать в родной земле", - так объяснил он причину, по которой вернулся в неуютный СССР из сытого парижского благополучия...

Смотрите также: