"Excuse me, мы из кузни!"

   
   

С детства он мечтал стать художником. Работал на ВАЗе и "Авиастаре". Но главное дело его жизни - художественная ковка. В его руках металл становится мягким, податливым. И рождаются удивительные по красоте вещи...

"Отдыхать-то

и не умею..."

"Вырос я в деревне Вилейка Нижегородской области. Очень любил рисовать, получалось хорошо. Многие в детстве перерисовывают из книжек, а мне нравилось ходить на природу, рисовать пейзажи, кустики земляники. После школы поступил в художественное училище в городе Павлово-на-Оке. Учиться было интересно. Нам преподавали художественную обработку металла, ювелирное дело, художественное литье и ковку, горячие эмали и гальванопластику. Там познакомился с Александром Романовым. Так с тех пор вместе и идем по жизни. Окончив училище, я по направлению поехал в Тольятти на ВАЗ, он - следом за мной. Я работал в управлении главного архитектора, а Саша - в управлении главного конструктора. Мы были граверами, делали значки, медали.

Потом оба ушли в армию и там опять встретились. Служили в Самаре.

После армии можно было отдохнуть какое-то время, да вот только отдыхать я не умею. Нас пригласили на "Авиастар", и мы поехали в Ульяновск. Оказалось, что предприятия как такового еще и нет. Меня послали на стажировку в Киев на четыре года. Там у меня и дочки родились.

Наша первая кузня

На "Авиастаре" мы тоже работали граверами, делали надписи на самолетах, а еще - подарки, сувениры, штампы. Работать было очень интересно, оборудование прекрасное, сталь - сказка просто. Единственное, что угнетало, - что надо было вовремя отмечаться на проходной.

Свою первую кузню соорудили на перекрестке проспектов Созидателей и Туполева. Теперь на работу можно было прийти пораньше, уйти попозже. У кузнецов ведь особая специфика: железку перед работой нужно греть минут 20, потом три минуты обрабатываешь, потом еще 20 минут греешь. И следить за ней, пока она нагревается, иначе сгорит. Огонь - таинственная и загадочная стихия. Он влечет, притягивает... Ощущения - как в детстве, когда нагревали железки на костре. Металл ведь твердый, а когда его нагреешь, он становится мягким, послушным, податливым. Работа просто захватывает, понятие времени теряется...

С левого берега

на правый

В новом городе мы установили свою первую работу - детский городок "Айболит". Потом делали одну из турбаз. Самовар еще, до сих пор во дворе стоит. А году примерно в 1987-м вышли на День города, установили наковальню в Молочном переулке. Многие подходили, интересовались, людям очень нравилось, как мы работаем. Тогда же художественный фонд обратил на нас внимание, и нас пригласили переехать на правый берег. Выделили нам дворик на улице Федерации, во дворике - маленькая кузница завода сувениров. Один молот, один горн, одна лампочка над всем этим хозяйством. Мы получили первый большой заказ - делали 36 фонарей на эспланаду. Долго, правда, делали, старались, чтобы фонари по стилю сочетались с оградой особняка Шатрова.

Нам теперь всё время эти розы заказывают. Или виноградную лозу. Виноградная лоза, конечно, интереснее, но хотелось бы уже пластику поделать. Предлагаешь заказчику - не все еще понимают. А когда увидят готовое изделие - говорят: "Как красиво!".

У нас в кузне растет виноград, мы его посадили на самой солнечной стороне. У нас там что-то вроде музея, зелень оживляет пейзаж. Виноград самый настоящий, сортовой - "изабелла". А еще кузнецы из Перми привезли в горшках пихту и кедры. Мы их тоже высадили во дворе. Стало уютнее. Все, кто к нам приходит, говорят: "У вас так хорошо, спокойно".

Как мы придумали свадьбу ковать

   
   

Мы каждый год выходим на День города. Людям интересно. А потом, надо ведь туристическую тропу налаживать. Сюда кого только к нам не водили! И немцы были, и американцы. Это надо развивать, но сами мы не можем.

Для гостей у нас целая программа. На улице стоит горн, мы куем - с шутками и прибаутками. Сувениры разыгрываем. Конкурсы придумываем. Они могут выиграть сувенир, а могут не выиграть. Азарт берет.

А со свадьбой вышло совершенно случайно. Один наш друг-кузнец из Москвы засватал дочь руководителя гильдии кузнецов из Питера. Невеста хлопочет, к свадьбе готовится. Мы и предложили: "Поехали в Ульяновск, там и свадьбу скуем! В Москве дорого. А у нас тут двор просторный, стол прямо на воздухе накроем". Они согласились и уснули, заинтригованные, а мы с Сашей сели сценарий придумывать. Московские кузнецы приедут, питерские... Целый фестиваль получается!

Сначала хотели обручальные кольца выковать с калиной внутри. Всякие еще шутки напридумывали. Про это услышала одна девушка из нашей компании, пригласила своих друзей с киностудии. Они решили снять документальный фильм о том, как куют свадьбу. Министерство культуры выделило деньги. И тут жених с невестой поссорились и расстались. И свадьба не состоялась. А как кино отменишь?

Утром поехали в загс, пригласили первую же пару и "сковали" свадьбу. Кино сняли, называется "Мы из кузни". Всем понравилось. Потом второй фильм снимали "Подарок северной столице" - как мы пятитонную розу ковали.

"Извините,

мы из кузни"

Это выражение родилось в Америке. Мы туда ездили, кажется, в 1999 году. Нас там приглашали поработать в "Парке ремесел" в городе Брэнсоне, штат Миссури. В этом "Парке" собираются фольклорные группы со всего мира. Но других кузнецов, кроме нас, не было. Это не соревнования. Просто съезжаются в одно место хорошие мастера и показывают, кто на что способен. Американцы всё время говорят: excuse me, excuse me - то есть извините. А мы их учили говорить: "из кузни, из кузни". По звучанию похоже. Получается культурный обмен: "excuse me, мы из кузни".

Мы жили в семьях. Американцы - такие же госте-приимные, как русские. И такие же сентиментальные. Могут над сериалом расплакаться. Единственное - язык другой. Хотя за месяц привыкаешь, даже начинаешь понимать, о чем говорят, но учить язык не хочется, раз всё равно уезжать придется.

"Корчий" -

значит мастер

Когда количество членов кузнечной мастерской превысило цифру два, мы задумались над названием. До этого все называли нас просто "кузнецы". В одной книжке нашли старославянское слово "корч". Раньше железо добывали из болотной руды, а людей, которые его добывали, называли "железоделательными мастерами", корчими. Торф нарезали, выжигали, из полученной массы выделяли железо. Очень тяжелый был труд.

Есть еще одна

задумка...

Задумали мы осуществить проект под названием "Свадебные кольца". Когда молодые женятся, им особо ехать некуда. Ну, прокатятся к вечному огню да по городу - и в ресторан. Мы решили выковать два кольца - больших. И две дорожки идут, проходишь кольца - и две дорожки соединяются в одну. Мы уже даже патент оформили. Но пока еще никто эту штуку не заказал. О проекте знают, но дело недешевое. Конструкции сложные, стоять будут на улице, значит, ковать придется из нержавейки, электроникой всё это нашпиговать, чтобы лампочки кругом горели, чтоб по-современному было...

Словом, впереди нас ждет много интересной работы. Мы с Александром Романовым мечтаем выковать что-то такое запоминающееся, красивое... Ради этого и создана кузнечная мастерская. Но это - запоминающееся, красивое - мы пока не сделали. Так что всё еще впереди!

Смотрите также: