Взяткоёмкость строительства

   
   

Непроизводственные расходы составляют в среднем 30% сметной стоимости объектов.

Строительство у нас бурно развивается, и в этом нет никакой загадки: благосостояние людей растет, повышается активность бизнеса, увеличивается поток инвестиций, действуют различные целевые программы, связанные с жилищным строительством. А спрос, как известно, порождает предложение. Но у этого, казалось бы, абсолютно позитивного процесса есть и теневая сторона. Откаты, взятки за каждое согласование, за само право участия в тендерах - вот далеко не полный список способов нажиться на строительстве, которыми активно пользуются чиновники.

Подпись - это дорого

Само законодательство, вся разрешительная система построены именно так, чтобы создать для коррупции систему "наибольшего благоприятствования". Трудности начинаются даже не на стройплощадке, а еще на этапе запуска проекта. Сроки согласования документации целиком и полностью зависят от воли чиновников. Порой возвести здание можно быстрее, чем подписать необходимые документы. На любой объект, будь то хоть жилой дом, хоть офисный центр, хоть туалет, требуется, как минимум, 27 (!) согласований в различных инстанциях. Половину из них строители считают абсолютно бессмысленными, и, тем не менее, каждое, как правило, стоит денег или выполнения каких-то "определенных условий".

Взяточников провоцирует сама система

Рентабельность строительства определяется расположением земельного участка - близостью систем коммуникаций, транспортных узлов. И чем выгоднее участок, тем охотнее пользуются чиновники своими "правами" и тем дороже обходятся строителям разрешительные документы.

Впрочем, если строительство запланировано на относительно недорогой земле - бывших сельхозугодьях, то и здесь чиновники своего не упускают: от них зависит, сколько времени займет процедура вывода земель из-под статуса сельскохозяйственных, а значит, быстрота решения вопроса зависит от "щедрости" строителей.

Тендеры - тоже коррупционный механизм. У чиновника всегда есть возможность создать именно те условия, чтобы выиграла компания, в успехе которой есть личная заинтересованность.

Конечно, нельзя утверждать, что весь чиновничий аппарат состоит из жуликов и проходимцев, но сама разрешительная система настолько сложна и многоступенчата, что увеличивает вероятность нарваться на нечистого на руку чиновника. Искусственные административные барьеры могут возникнуть на любом этапе согласования - имущественное право, земельные, экологические и энергетические вопросы, а еще вода, теплосети и газ - все это в руках государственных структур.

Итак: что почем...

В среднем непроизводственные расходы, связанные с преодолением бюрократического крючкотворства, включая прямые взятки, по оценкам строителей, составляют в среднем 30% сметной стоимости объектов. И не стоит удивляться, что за последние 10 лет стоимость квадратного метра жилья в Ульяновске возросла втрое и теперь достигает 30 000 рублей за кв. м.

Если взять за основу план по жилищному строительству в Ульяновской области на 2008 год (400 000 кв. м) и умножить на стоимость жилплощади, то 30%, которые достаются чиновникам за согласования, составят в переводе на рубли 3 миллиарда 600 миллионов.

Впрочем, эту цифру можно скорректировать: примерно половину жилищного строительства в области осуществляют крупные компании, которые уже завоевали достаточный авторитет на рынке, имеют собственную мощную производственную базу и серьезные связи на федеральном уровне. Такие фирмы, по словам главного инженера одной из них, взяток местным чиновникам не платят.

Но не будем спешить снижать цифру приведенной оценки коррупционного рынка в строительной отрасли. Кроме жилья, в области возводятся офисные центры, магазины, общественные здания, спортивные сооружения и производственные корпуса, которые мы в предварительных подсчетах не учли. А их суммарная сметная стоимость вполне сопоставима с объемами жилищного строительства.

Смотрите также: