Российский норвежец Юхан Тоомсон

   
   
Юхан Тоомсон по национальности норвежец. Воинское звание - полковник. За плечами - десять с половиной лет боевых действий. Он курит трубку, носит широкополые шляпы и любит слушать бардов-ские песни. Любимый "прикид" на военную форму меняет только по большим праздникам.

На кителе тихонько позвякивают награды: орден Боевого Красного Знамени, два - Красной Звезды, два - "За службу Родине в Вооруженных Силах" и медали.

Норвежцы в России

Его прадед-норвежец был канониром. По какой причине пришел на службу к русскому царю Александру III - до сих пор загадка. Служил в артиллерии, участвовал в войне со шведами, дослужился до полковника. Дед родился уже в России, окончил Петербуржское инженерное училище, тоже стал полковником царской армии. Когда грянула революция, сразу перешел на сторону рабочих и крестьян. Таким образом, семье удалось избежать репрессий. Отец тоже военный. Полковник советской контрразведки, прекрасно владел немецким, говорил на нескольких наречиях. Получается, четыре поколения Тоомсонов служили в Российской армии - и все полковники!

Юхан появился на свет 28 апреля 1945 года, незадолго до Победы. Маму не помнит совсем. Она погибла, когда ему еще не исполнилось трех лет. Машина подорвалась на мине. Отец снова женился, но у мальчика отношения с мачехой не заладились. После третьего класса сбежал из дома. Отцу заявил: "Не буду с ней жить - и всё!"

Батя собрал вещи и отвез сына в Калинин в суворовское училище. После суворовского Юхан пошёл в Рязанское десантное, там же получил звание мастера спорта по рукопашному бою. Принимал участие в боевых действиях в Африке: Мозамбик, Ангола. Рассказывать про это не любит. Хмурится, пыхтит трубкой: "Зачем тебе знать? Тяжело было и морально, и физически..."

Мечтал запретить спиртное

Потом год служил в России. Вроде, жизнь начала налаживаться. Но тут грянул Афган. Ушел майором, вернулся полковником. После первого рукопашного боя напился - впервые в жизни. До этого ни водку, ни тем более спирт даже не пробовал. Мечтал вовсе запретить спиртное. А тут... Невыносимо было ощущать запах чужой крови на гимнастёрке...

Потом было многих ответственных операций. Их подразделение "Альфа" участвовало в подготовке взрывов в Кабуле. По их сигналу начался штурм дворца Амина...

Война для него окончилась так же внезапно, как и началась. В одной из атак Юхан подорвался на фугасе. Их подразделение направлялось в кишлак перехватить банду. Внезапно напали душманы. Взрыв. У всех на глазах Юхан взлетел в воздух и упал лицом вниз. Сразу помощь оказать не смогли - не до того было. Ребята преследовали бандитов, думали, вернутся через час. Но к противнику подоспело подкрепление. Почти сутки Юхан лежал, присыпанный щебнем, с перебитым позвоночником. Возвращались бойцы с пленными. Кто-то из ребят заметил, что из-под щебня торчит пятка. Потрогал - тёплая. Крикнул остальных. Откопали. В сознание Юхан пришел уже в госпитале в Ташкенте. Он провёл там полтора года. Никто и не надеялся, что когда-нибудь он сможет ходить. Смог.

Первые шаги без костылей

- Соображать-то я сразу начал, а вот говорить месяц не мог, - качает головой Юхан Карлович. - Мне заказали вечную коляску. Но через полгода начали шевелиться пальцы рук, потом ног. С огромным трудом стал вставать, кое-как передвигаться. И вот однажды вышел из палаты на костылях, а вернулся без них, по стеночке. Видимо, у меня было такое счастливое лицо, что соседи по палате решили, что я сошел с ума. Такое здесь случалось часто. Успокоил: "Ребята, не волнуйтесь, я просто сам дошел до туалета!". Больше костыли в руки не брал. Ходил с палочкой. При выписке врачи сказали: "Тяжелее пяти килограммов не поднимать!". Какое там! Я через год уже и огород копал, и по деревьям лазил.

После госпиталя приехал жить в Ульяновск. Как сам говорит, по семейным обстоятельствам. Жена родом из наших краёв.

"Ремесленник от искусства"

Рисовать Юхан любил с детства. Еще в суворовском научился чеканке. Открыл свою мастерскую. Хотя сам себя художником не считает. Говорит: "Я - ремесленник от искусства!". Потом увлекся старинным оружием. Начал читать историческую литературу, сплёл свою первую кольчугу.

- Не понимаю я этой моды на восточные единоборства! - возмущается Юхан Карлович. - Свою историю надо знать в первую очередь!

Дальше - больше. Какой же военный без оружия? Стал ходить к кузнецам, встал к наковальне, научился махать молотом, выковал свой первый шлем, потом - меч. К нему стали обращаться ребята из военно-исторических клубов. Никому не отказывал. Ковал русские, татарские, японские мечи, сабли, кинжалы. Потом решил освоить мастерство скульптора, учился работать с гипсом, подружился с профессиональными художниками, они делились с ним секретами. И вот - первый крупный заказ на оформление ночного клуба.

Сохранить фамилию

Одно беспокоило: как бы не исчезла фамилия Тоомсон из Российской армии. За всю жизнь ни разу однофамильца не встретил. Но с появлением наследника тревога прошла.

- Теперь я спокоен, - улыбается Юхан. - Старший сын пошёл по моим стопам. Поступил в Рязанское десантное. А может, дочка еще внука родит... Она носит мою фамилию, не хочет менять. Так и продолжится норвежская фамилия в русской армии...

Смотрите также: