Ан-14, или как его ласково называют авиаторы - "Пчелка", впервые поднялся в воздух
14 марта 1958 года.
Первым лётчиком, который взял в крепкие руки штурвал этого самолёта, был испытатель Изгейм. Первое металлическое насекомое собрали в конструкторском бюро Антонова в Киеве, а последующее производство разместилось на Дальнем Востоке в городе Арсеньеве. Всего с конвейера сошло около полусотни самолётов. Назначение 14-го могло быть самым разнообразным - грузоперевозки, пассажирские рейсы и даже разведка. Сейчас их осталось меньше десятка. А в нормальном состоянии ещё меньше. В Ульяновске самолёт сохранился в состоянии полной комплектности.
Механика не подводит
"Пчелка" ни в чем не уступает модному ныне "Эклипсу". Она даже надёжнее и долговечнее, - уверяют сотрудники Музея гражданской авиации. - Ведь "Эклипс" по своей сути это компьютер с крыльями, "Анчик" же держится на механике, а её надёжность, поверьте, проверена временем". 50 лет - это не срок для такого самолёта, ведь он уникален и по техническим характеристикам, и в целом как продукт гражданской авиации. Летучий вездеход "Пчёлка" может подняться в воздух в любую погоду и с любой площадки. Шасси устроены так, что самолёт может приземлиться даже на вспаханном поле. Чтобы взмыть в воздух, Ан-14 требует около 25 метров так называемого разбега. Способен летать даже при сильном встречном ветре. Весит "Пчёлка" чуть больше двух с половиной тонн. Максимальная дальность полёта пять тысяч километров.
В последний путь
В 1983 году один из таких самолётов отправился в свой самый последний полёт. Из Киева в Ульяновск Ан-14 прибыл своим ходом, чтобы четверть века простоять в одном из самых крупных музеев гражданской авиации. Двигатели "Пчёлки" до сих пор в полном порядке. Салон в полной комплектности, и кабина пилота с полным набором необходимой аппаратуры. Приборная панель и сейчас в состоянии полной готовности. "В Советском Союзе всё делали на века, и то, что четырнадцатый до сих пор жив, - тому свидетельство", - говорит сотрудник музея Алексей Крытов. Здесь в последнем пристанище уникумов отечественной авиации, каждый экземпляр - легенда. Заботятся о них в меру финансовых возможностей. Где-то фюзеляж покрасить, где-то винты подладить, а где-то и салон восстановить. Среди экспонатов в этом году много "юбиляров", большей частью около сорока лет. "Сюда приходят дети и взрослые, чтобы почувствовать гордость за свою страну, и они должны увидеть наше крылатое достояние во всей красе. Многие из наших экспонатов вполне могли бы ещё сослужить хорошую службу, но это вновь упирается в деньги", - с грустью говорят экскурсоводы.
Кто заплатит за второе рождение?
Имеет все шансы подняться в воздух и легендарная "Пчелка". Но для этого необходимы конструкторы из бюро Антонова, чтобы перебрать Ан-14 и проверить все детали на возможные дефекты. Да и салон требует обновления, сейчас это далеко не суперкомфорт, - говорит Алексей Крытов. - А в целом даже в таком возрасте выглядит самолёт вполне презентабельно". Но в такое дело, по словам сотрудников музея, необходимы крупные финансовые вложения. А людей, готовых потратить свои деньги, не так уж много, вернее их нет вообще. Хотя сам самолёт очень экономичен и универсален, предложений восстановить его пока не поступало. Но даже на туристических полётах "Пчёлка" очень быстро смогла бы окупить свой ремонт. Ведь многие гости нашего города с радостью бы полюбовались на Ульяновск с высоты. "При таком повороте событий город получил бы ещё одну неповторимую особенность, а будущие лётчики - отличный самолёт для учебных полётов", - сетует руководитель музея.
Имея в распоряжении такую уникальную крылатую машину, мы продолжаем смотреть на то, как она год от года медленно умирает под открытым небом.
Смотрите также:
- Александр Галуненко. Первый пилот «Руслана» →
- Юрий Донин: с мечтой о небе →
- Шаг к реализации мечты →