aif.ru counter
Андрей ШКОЛЬНЫЙ 106

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ АИФ: Долгая дорога в Грузию

Записки незаинтересованного

Фото автора

Я всю жизнь мечтал побывать в Грузии. Ну, как всю жизнь… с девятнадцати примерно лет. Тогда к нам в часть, где я служил срочную, приехал новобранец-грузин по имени Нико. И мы подружились. Он рассказывал мне, как он живет в своей деревне Ниноцминда. Угощал меня вяленым мясом и чурчхелой, которые ему присылали родные. Он работал поваром на КП и иногда по ночам пытался изобразить хоть какие-нибудь грузинские блюда - чтобы я имел большее представление об его родине. И переживал: «Э-ээ! Разве из этого приготовишь настоящий чашушули!».

В конце концов он написал русскими буквами текст песни «Чито-гврито». И, не понимая ни одного слова, я пел эту песню и в армии, и после службы.

С тех пор у меня и появилась мечта – побывать в Грузии. После распада СССР думалось, что мечта эта уже никогда не осуществится. Потом маленькую страну потрясли гражданские войны. Потом Россия окончательно разорвала связи с Грузией. Но знакомые сказали, что сейчас там совершенно не опасно, и поехать можно.

А когда в Майне два года назад умер мой замечательный друг Георгий Микелтадзе, я окончательно решил, что обязательно съезжу – навестить его маму Мэри и увидеть, наконец-то, Грузию.

День первый

Хорошо, если бы было так – сел, поехал и приехал. У меня получилось сложнее. Потому что лететь прямым рейсом из Москвы оказалось очень дорого. И был выбор - либо через Украину, либо через Белоруссию. У меня получилось взять билеты через Украину. Из Майны я выехал 12 сентября, а в Грузию попал только 14-го. Ночь ехал на поезде и еще сутки добирался на самолетах. Обратно было так же. Три с небольшим часа занял перелет Тбилиси-Киев. Час летел от Киева до Москвы и ночь проехал в поезде до Майны. То есть, казалось бы, 15-16 часов. Терпимо. Но на самом деле я выехал из Кутаиси в 8 утра 21 сентября, а вышел на перрон в Майне в четыре утра 23-го. Почти двое суток! Если по определению я в Грузию ЛЕТАЛ, то это – очень долгий полет.

Право дело, проще на поезде. Лег в купешке и лежи двое-трое суток. Не бегая по досмотрам, не таская по аэропортам за собой тяжеленный чемодан. Не дожидаясь багажа и не вымучиваясь каждый раз двумя часами регистрации перед вылетом.

День второй

И все-таки я приехал в Грузию. Усталый до предела. С четырехчасовым опозданием. Украинская авиакомпания «Аэросвит» без объяснения причин на целых четыре часа задержала вылет самолета из Киева. И привезла меня в Грузию не в двенадцать ночи, а в четыре утра. Но радость сошествия на грузинскую землю не заставила себя долго ждать. Девушка на паспортном контроле, проверив мои документы, мило улыбнулась, сказала: «Welkome to Georgia», - и вернула паспорт с небольшой коробочкой, в которой оказалась двухсотграммовая бутылочка шикарного грузинского вина.

В четыре утра это было как нельзя кстати. Выпив вино и закусив его грузинским сыром сулугуни, который я захватил с собой из Майны, я отправился в свое первое в жизни путешествие по Грузии.

Один лари есть?

Первым делом отправился покупать грузинскую сим-карту. Но молодой грузин, посмотрев на мои русские рубли, с трудом произнес: «Нэ знаю такой. Лари надо». И показал пальцем налево.

Слева, у окошка банка, толпились несколько поляков. Покупали лари. Занял очередь, обменял рубли, купил симку. Отправил жене смску, что я в Тбилиси, и попытался самостоятельно добраться до автовокзала, чтобы уехать в пункт назначения – Кутаиси.

Но выяснилось, что первый маршрутный автобус придет в аэропорт только в семь утра, в обратный путь отправится в 7:30. Время в пути до автовокзала – где-то час…

Частников-бомбил в аэропорт жестко и непреклонно не пускают. Их нет даже на подступе. С шашечками такси в ряд стоят «Тойоты» одной компании. Тариф до автовокзала - 25 лари. На наши – порядка 500 рублей. Деваться некуда, поехали. На автовокзале были в 5:30. Как только я вышел из такси, ко мне подвалил молодой странного вида человек. И что-то сказал по-грузински. Я пожал плечами: «Не понимаю».

- Один лари есть? – повторил он вопрос по-русски. Оказалось - попрошайка…

- Э, - вмешался в разговор водитель маршрутки, которому мой таксист успел рассказать, кто я и зачем сюда приехал. – Отвали, это тэпэр - мой клиент.

Взял у меня чемодан, засунул его почему-то не в багажное отделение, а в салон. Чемодан мешал мне и пассажирам все три с небольшим часа езды (более 250 километров от Тбилиси до Кутаиси). Позже я узнал, почему водитель так сделал. Нам было неудобно, но из-за того, что чемодан находился в салоне, с меня взяли не 10 лари, а 15…

Короли грузинских дорог

А вообще грузинские маршрутки – это нечто.

Вскоре после выезда из Тбилиси, я понял, что участвую в каком-то ралли. В шесть утра даже в самой столице Грузии транспорта на дорогах было не так много – ехали быстро, но спокойно. Но со временем машин на дорогах становилось все больше и больше. И каждый джигит, который сидел за рулем, явно спешил.

Для них не существуют сплошные разделительные полосы – даже двойные. Они весьма условно дружат со светофорами. Ограничение скорости для грузинских водителей носит всегда ТОЛЬКО рекомендательный характер.

Я постепенно начал привыкать к ситуации, когда, явно видя встречную, наш водитель шел на обгон. Слегка потеснившись, машины умещались на двухполосной трассе втроем, и никто не возмущался. Но когда на перевале, уже ближе к Кутаиси, на ней с превеликим трудом уместились четыре машины, я начал мечтать о том, чтобы эта дорога уже скорее закончилась. Наш водитель, глянув на мой испуг, только щелкнул пальцами и приподнял руку вверх. Как бы успокаивая: «Все нормально!».

Водители маршруток на трассах, похоже, – народ уважаемый всеми другими видами транспорта. Рассекая воздух неплохими «Фордами» и «Фиатами», они скорость держат 100-130 км в час. Начиная очередной обгон, считают, что обязательно должны его закончить. Поэтому и встречные, и обгоняемые машины покорно прижимаются к обочинам. Не раз замечал: догоняем на маршрутке легковушку, и та заранее начинает жаться к правой стороне, потому что ее водитель знает – его в любом случае начнут обгонять, и всегда – вне зависимости от ситуации.

Еще одним потрясением для меня стало поведение патрулей дорожной полиции. Но это – отдельная глава.

Автомобили, автомобили…

Когда водитель моей маршрутки, даже не подумав притормозить, по двойной сплошной обогнал патрульную машину, я подумал – это все. Сейчас начнется либо погоня, либо долгое и горячее разбирательство. Ничего подобного! Патруль даже не отреагировал на такую наглость.

Позже мне рассказали, что аналог нашего ГИБДД ведет себя так уже несколько лет. Особенно лояльными стали дорожные полицейские в последнее время, перед парламентскими выборами. Видимо, полиции дали команду – просто следить и не раздражать народ. Вмешиваться в ситуации можно только в вопиющих случаях. Они участвуют в разборе ДТП, отслеживают пьяных водителей и явных и грубых нарушителей. А то, что на пустой трассе патруль обогнали по двойной сплошной… Ну, это же не создало В ДАННЫЙ МОМЕНТ аварийной ситуации.

В Грузии нет страховок и техосмотров. Здесь можно ездить без доверенности и даже без прав! Если вы все-таки попадаете в поле зрения патруля, достаточно сказать свои имя-фамилию. Полицейский тут же пробьет вас по базе данных и, если выяснит, что права у вас есть, и что вы не лишены их, вас отпустят с миром.

Здесь очень слабо соблюдаются правила движения и в городах. Если грузину надо проехать туда-то, он сделает все, чтобы проехать именно туда. Даже поедет по встречной. Да еще и будет сигналить встречным, чтобы расступились и не мешали.

В Грузии очень редко встречаются российские автомобили. Современных нет совершенно. Попадаются «копейки», «четверки», «шестерки». Можно увидеть «Москвич» или «Ниву». Но это все – остатки былой роскоши со времен Советского Союза. Сейчас здесь российские машины покупать очень дорого, очень невыгодно. Машины в Грузию идут из Германии. В основном - б/у. И в основном – в очень хорошем состоянии. Причем довольно недорого. Говорят, приличный двухгодичный Opel среднего класса обойдется в 180-200 тысяч русских рублей. Плюс растаможка – 1000 долларов.

Верится с трудом, но грузины сильно обижаются, когда им не верят.

В Грузии чего только нет!

Утверждают, что сейчас в Грузии почти нет криминала.

В стране, по которой еще шесть лет назад бегали мутные личности с автоматами, стреляя налево и направо - это была последняя гражданская война в Грузии. И сегодня не верится, что так действительно и было.

Сегодня Грузия – очень мирная и спокойная республика, в которой очень хорошие дороги, приветствуется всякий бизнес, и строятся новые дома и здания. Я своими глазами видел, как среди ночи на улицах Кутаиси стоят автомобили с открытыми стеклами, а в них или хотя бы рядом с ними нет хозяев. Неподалеку от одной из таких машин мы сидели, разговаривали, курили, и никто не позарился на легкую добычу.

- Никто машины не тронет, сто процентов! – рассказывал мне хозяин дома, в который я приехал, Давид Хохиашвили. – Сейчас даже спать можно прямо на улице, никто в карман не залезет. Самому очень приятно, потому что про Кутаиси всегда шла дурная слава о том, что наш город – пристанище воров в законе со всего Союза. Просто президент так взялся за криминал, и пока получается.

Говорят, что здесь нет коррупции. То есть совершенно. Полиция не будет тебя преследовать за деньги – все делается только по закону. Патруль не станет тормозить тебя на трассе с целью получить мзду. Не нарушаешь – езжай с миром. В буквальном смысле – полиция и дорожный патруль перестали быть врагами для людей. А если с тобой что-то случится в дороге, первым помощником станут именно полицейские дорожного патруля. Привезут бензин, довезут с колесом до шиномонтажа и обратно, отбуксируют на СТО, помогут вызвать медиков…

Получение любого документа в Грузии – минутное дело. Нет, конечно, не минутное, но – там нет очередей. И какой бы тебе ни был нужен документ: паспорт на недвижимость, справка о несудимости, лицензия на предпринимательскую деятельность - ты сдаешь документы в одно окно. И, в зависимости от обозначенных законом сроков, приходишь к назначенному дню и часу и получаешь бумагу. Говорят, ее могут даже привезти тебе домой, если ты этого захочешь. И никто не посмеет тянуть резину, чтобы выманить у тебя деньги. Потому что знают: расплата за вымогательство будет жестокой. Как минимум – штраф. Но очень большой! В худшем случае – тюрьма.

Здания этих заведений – стеклянные. Такими же прозрачными обещают сделать все полицейские отделения.

Не жили богато – стоит ли начинать

В Грузии еще много чего хорошего. 28-летний Резо Хохиашвили утверждает, что уезжать отсюда не хочет, и верит: пройдет еще несколько лет, и здесь тоже будет и хороший бизнес, и хорошие зарплаты.

Его поддерживает управляющий селом Симонети (наш вариант администратора – Ред.) Лери Буиглишвили.

- Вот сейчас, - говорит администратор, - делаем асфальт по селу. В этом году, может быть, все улицы не заасфальтируем, но в следующем – обязательно. Ведем газ. До конца года по селу общая газовая труба пройдет обязательно. А потом, кто пожелает, будет подключаться. Все будет у нас хорошо - мы в это верим.

Есть и другие мнения. Рейсом «Тбилиси-Киев» со мной летел молодой житель столицы Василий. Получив архитекторское образование, он не работал в Грузии ни дня.

- Зачем мне их нищенские зарплаты, - объясняет он. – Здесь на жизнь не зарабатываешь, и твой талант, и твои знания никому не нужны. Здесь связи нужны!

Благодаря своим связям Василий уже много лет работает в европейских фирмах: в Германии, в Польше. А в тот день летел на несколько лет в Швецию. На работу.

- Грузия еще очень долго не оправится от всех потрясений, которые начались в конце девяностых, - говорит 30-летний Василий. – Приток капитала очень маленький, хороших инвестиций нет. Огромное количество людей живет за счет родственников-эмигрантов, которые шлют им деньги из-за границы. И многие в моем окружении считают: достала эта Грузия! Никакой нормальной жизни нет!

Стоит прицениться

На самом деле в Грузии жить и зарабатывать очень сложно. Здесь очень низкие пенсии. В пересчете на наши деньги – порядка двух тысяч рублей. А цены… Я бы не сказал, что они намного ниже, чем у нас. Мясо (в перерассчете на рубли) – 260-300 рублей. Хлеб порядка 13 рублей. Коммуналка тоже дай Боже! Если жить в селе, от этой пенсии можно хоть что-то скроить. Но в городе, в доме со всеми удобствами, этого не хватит даже на коммуналку. Зарплаты маленькие. Да и работы нет. Поэтому многие занимаются частной торговлей. Очень мелкой, кстати, торговлей. В старых кварталах Кутаиси, например, нет крупных магазинов вообще. В своем доме человек открывает окно, которое почти вровень с землей, и вывешивает товар. Это магазин. Либо снимает полуподвал, окна которого выходят на улицу. Это тоже магазин. В продаже либо собственные товары – вино, хлеб, хачапури, сыр и тому подобное - либо ширпотреб одежды, продовольственные товары. Наборы на полках те же, что и у нас: крупы, макароны, жвачка, консервы, чай, кофе…

Те, кто не в состоянии открыть даже такой маленький магазинчик, садятся прямо на улице либо на принесенные с собой табуреты, либо на каменные ступени. Раскладывают товар прямо на земле и очень шумно начинают его предлагать.

Из-за этого многие уголки Кутаиси напоминают настоящий восточный базар. А впечатление создается, что торгаши приходят сюда не ради наживы (да они и знают, что на этом не наживешься!), а ради общения. Отвела душу, продала сыр, купила домой хлеба, и все – жизнь состоялась!

Посмотреть или познакомиться

Мои новые знакомые, из которых я знал только Мэри Микелтадзе, которая несколько лет прожила в Майнском районе, встретили меня очень тепло. Наперебой представлялись: «Я мама Давида. Меня зовут Томуля», «Я дедушка Резо, меня зовут Резо», «Я жена Давида Магули»…

Зная, что я еще совсем ничего не видел, с ходу спрашивали: «Тэбе понравилься Грузия?». Уже через десять минут кормили хаши в придорожном ресторане и обещали за неделю показать все, что успеют.

Мы побывали в немногих местах. Но совершенная правда заключается в том, что я ехал в Грузию не для осмотра достопримечательностей. И, если бы, например, вместо поездки на море в Кобулети мы пошли на рыбалку с ночевкой, это было бы ничуть не хуже.

Конечно, море – это классно. Но что я могу нового рассказать про море тем, кто там уже был? А вот про рыбалку, наверное, рассказал бы. Познакомился бы там с новыми людьми, они рассказали бы мне что-нибудь новенькое о Грузии.

Резо возил меня в уникальную пещеру Сатаплие, что в шести километрах от Кутаиси. Там некогда нашли следы динозавров, и теперь это – заповедник, особо охраняемое место, куда приезжают туристы. Кстати, Сатаплие с грузинского можно перевести как медовая пещера, потому что, как рассказывал (и показывал гид), в одной из скал в больших «норах» жили очень много пчел. И люди приходили сюда и собирали дикий мед. Пчелы и сейчас живут там, но очень мало.

Так вот!

Мы могли не поехать в Сатаплие. А, скажем, на арбе 83-летнего Ивана из деревни Симонети съездить далеко в лес. Нагрузили бы дров. Поискали бы грибов, груш и яблок, которые здесь растут в изобилии. Выпили бы вина под каким-нибудь тенистым деревом. Поговорили бы о том, о сем… Вряд ли такая экскурсия была бы хуже.

Я побывал на самой настоящей грузинской свадьбе - с голосистым тамадой, с шикарными грузинскими песнями и танцами, с ломящимися от угощения столами и с вином, которое лилось рекой. Конечно, мне и двух-трех часов хватило бы, чтобы оценить всю прелесть этой свадьбы. Но, чтобы не обидеть своих друзей, я пробыл на ней все два дня. Несколько раз под всеобщий восторг спел «Читу-гвриту». Устал. И, как выяснилось уже после свадьбы, у меня началась акклиматизация. Поэтому речь об экскурсиях уже не шла.

Нет! Еще я побывал на могиле своего друга Гоги Микелтадзе. И пожалел, что его не было со мной, когда я приезжал в Грузию.

Об этом все жалели…

Жаль, что не с Россией

И еще в Грузии жалеют о том, что с ней не дружит Россия. Очень многие переживают из-за того, что большой брат не хочет, чтобы его маленький сосед мирно развивался. Здесь, кто умеренно, а кто и очень серьезно ругают и Путина, и Саакашвили. Говорят, что это они там наверху что-то никак не поделят, а страдают из-за их распрей простые и мирные люди, которые хотят жить в мире с Москвой, а не дарить свои территории под американские базы.

Они говорят, что всегда любили и будут любить Россию. И многие очень хотели бы и пожить в России, и побывать в тех местах, где уже бывали. Но, увы. Если россияне могут ездить в Грузию без виз, то для грузин российская граница закрыта. И даже визу получить очень сложно.

- Если не будет вызова от родственников из России, - рассказывает Давид Хохиашвили, - визу не дадут - это сто процентов.

Зато Грузия подружилась с Турцией и Грецией. Турки очень активно развивают свои бизнесы в Грузии. Безвизовый, беспошлинный въезд открыт и с той, и с другой стороны. И это приносит хоть какие-то деньги в республику. Машины, как я уже сказал, пригоняют из Германии. Много товаров из Европы, куда попасть гораздо проще, чем в Россию.

Молодежь ничего не знает из прошлого и, судя по всему, приспосабливается к той жизни, которая есть. Юноши и девушки совершенно не умеют говорить по-русски. И слово «Россия» не вызывает в них никаких чувств и волнений. Кажется, пройдет еще пара десятков лет, и мы совсем потеряем друг друга.

Именно об этом переживают те, кто постарше. Я говорю сущую правду: они очень переживают. И каждый день мечтают, чтобы Россия и Грузия снова стали друзьями.

- Нам не надо, чтобы Грузия вошла в состав России, - говорил мне на улице Кутаиси один седой грузин. - И России это не надо. Но дружить мы должны. Потому что мы православные. На Кавказе только одна республика, где живут православные христиане – Грузия! И мы очень хотим дружить с православными христианами, с которыми у нас вековые связи.

 

Смотрите также:




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
На какие недостатки в нашем городе вы готовы закрыть глаза?
Самое интересное в регионах
Роскачество