Примерное время чтения: 15 минут
191

Как в прошлом веке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ - Ульяновск 26/04/2011

8 (20) марта 1811 года был учрежден сбор с каждого воза, въезжавшего в Симбирск, и с каждого судна, подходившего к Симбирской пристани, определенного числа булыжных камней для мощения улиц и площадей города. Оказывается, большую часть исторического времени с покрытием улиц нашего города (будь то булыжник, доски, асфальт или новейшая брусчатка), особого порядка не было. Периоды относительного благополучия длились недолго.

Через сто лет после Питера

Городские улицы в России повелел мостить булыжником царь Петр, издав в 1714 году указ, чтобы со всех проезжающих «в Санкт-Петербургскую столицу» с возами и разною кладью, а также и на судах, собирать «булыжныя камни» для устройства мостовых. Без малого век спустя, 8 (20) марта 1811 года, повелением Александра I такая же мера распространилась и на другие российские города. Симбирское губернское правление тогда издало указ: „учредить в Симбирске для удобнейшего вымощения города сбор дикого камня на следующем основании: 1) с каждой барки, полубарки и лодки, приходящих по р. Волге к сему городу, брать по 30 камней, 2) с плотов…взимать: с больших по 30, а с малых по 15 камней, 3) с каждого воза, с какою бы то ни было кладью, а также с каждой простой подводы, приезжающих в Симбирск людей и крестьян из уездов здешней губернии, собирать по три камня, 4) камень сей должен быть величиною: на судах, плотах и лодках по 10 и выше, а на возах по 5 фунтов и выше (соответственно, 4 и 2 кг – А.Ю.)… 5) кто таковых камней не привезет, с того, вместо их, взыскивать тут же за каждый камень по гривне.

Лежал без употребления

Означал ли сбор камня немедленное появление мостовых? Увы, нет. В 1838 году, например, как указывает писатель Александр Сумароков, в Симбирске не было еще ни одной мощеной улицы за исключением небольшого участка перед губернаторским домом. Собранный же камень лежал в кучах, без всякого употребления. А на улицах весной и осенью царила непролазная грязь. В 40-х годах XIX века появились деревянные мостки, но лишь возле некоторых домов и на самых людных улицах. Правда, к концу позапрошлого века деревянные тротуары имелись уже по всем улицам города. Это, кстати, было отличительной особенностью Симбирска, среди других городов Поволжья. Тогда же появились первые асфальтовые тротуары.

По словам симбирского историка Павла Мартынова, еще в 80-е годы XIX века многие улицы были непроходимыми в дождливую погоду. Комендант местного гарнизона даже разрешил в осеннее время «нижним чинам» ходить не по улице (как было предписано воинским уставом), а по тротуарам, «ибо на улице грязь, и нельзя пройти, не промочив ноги, а от них простуды и болезни нижних чинов». В ненастные дни в симбирской грязи буквально тонули не только люди, но и целые экипажи.

Все зависит от головы

Масштабные работы по мощению и даже асфальтированию симбирских улиц начались в начале ХХ века усилиями энергичного и деятельного городского головы Леонида Афанасьева, вступившего в должность в 1909 году. Булыжник закупили в Плесе Ярославской губернии. Пока шла его доставка, приступили к асфальтированию. Весной 1911 года асфальтом с сызранских заводов залили несколько тротуаров, 30 уличных переходов и всю правую сторону Большой Саратовской (Гончарова) улицы. Когда в 1912 году прибыл булыжник, замостили левую сторону Большой Саратовской (уже переименованной в Гончаровскую) и начали мощение еще двух десятков главных улиц Симбирска: Покровской (Л.Толстого), Московской (Ленина), Мартыновой (Радищева), Новоказанской (Гагарина), Чебоксарской (Бебеля), Лисиной (К.Либкнехта), Александровской, Завьяловской и Ярмарочной площадей.

Мост помог городу

Со строительством волжского моста подрядчики потянулись в Симбирск. Фирма «Тами и Дейчман», выиграв торги на разработку камня для мостовых работ, открыла карьеры «Кучурный», «Мокрая поляна» и карьер у села Артюшкино. Это позволило поставлять камень не только на строительство моста, но и на мощение улиц. Камень возили и складывали на Канатной улице (нижняя часть ул. К.Маркса), откуда он потом развозился по всему городу. К 1913 году замостили Староказанскую (Красноармейскую), Хлебную (Орлова), Канатную (К.Маркса), Конную (Шевченко), Московскую (Ленина), Покровскую (Л.Толстого), всю Базарную площадь и Овражный (Комсомольский) переулок. Работы по мощению городских улиц продолжались вплоть до революции.

Когда современный «нанотехнологический» асфальт смывают вешние воды, в ямах открывается аккуратная мощеная булыжником поверхность. Может быть проще расколупать асфальт и пользоваться тем, что сделали для нас наши предки? Они ведь старались на совесть, и производство было безоткатным.

По материалам книг Павла Мартынова «Город Симбирск за 250 лет его существования» и Татьяны Громовой «Городской голова Леонид Иванович Афанасьев».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах